Заблуждение


ЗАБЛУЖДЕНИЕ (лат. erratum) — понятие, фиксирующее момент ограниченности знания, его несоответствия своему объекту или несовместимости с принятым знанием. Как фи­лософское понятие заблуждение обозначает неотъемлемый аспект познавательного процесса, состоящий в незавершен­ности и исторической переоценке его результатов, зависимо­сти знания от изменяющихся условий его производства, а так­же являющийся источником содержательного многообразия знания, противостоящего познавательным идеалам и нормам. В повседневном общении и словоупотреблении непроизволь­ность и объективная обусловленность заблуждения отлича­ют его от случайной ошибки, преднамеренной лжи и неосве­домленности (отсутствия знания).

Заблуждение как оценочная характеристика является фун­кцией аналитико-критической способности рассудка, обна­руживающего внутреннюю противоречивость знания, рас­согласованность отдельного утверждения с принятой сис­темой знания, с результатом его практического применения. В более широком смысле заблуждение становится пробле­мой в результате социокультурной миграции, постоянного столкновения мировоззренческих и культурных стереотипов. Магический акт, мифический архетип, религиозная вера внут­ренне не предполагают заблуждения. Понимание объектив­ной природы заблуждения и поиск его причин знаменовали собой рождение критической рефлексии и стали одним из основных источников развития философии и науки. В ан­тичности впервые были разграничены подлинное и непод­линное бытие (небытие у Парменида), которым соответству­ет противоположность разума и чувства, истины и мнения. Заблуждение неизбежно как элемент повседневной челове­ческой реальности, и познание истины означает, в сущнос­ти, переход на новый уровень бытия. Познание неотделимо от практического и нравственного действия; не только тео­ретико-диалектический дискурс, но и образ жизни филосо­фа позволяет ему выйти из состояния заблуждения, приоб­щиться к подлинному бытию-истине. Средние века прида­ли заблуждению еще больший морально-онтологический смысл, сведя познание к греховной свободной воле и не­подлинному бытию; истина была отождествлена с правед­ностью, предопределением и верой в Бога. Секуляризация познавательного отношения в Новое время приводит к по­ниманию заблуждения как результата свободной воли, вы­ражающейся в произвольности мышлении (эмпиризм) и дву­смысленности, изменчивости чувственного восприятия (ра­ционализм). Критика заблуждений («идолов разума») стано­вится отправным пунктом теории познания. Гегель впервые понял заблуждение как процессуальную сторону познания, открыв его диалектическую связь с истиной. Потенциаль­ную ошибочность всякого знания, рискованность познава­тельного акта, его проблематичность и незавершенность под­черкивает принцип фаллибилизма К. Поппера. Когнитивная социология науки Д. Блура рассматривает заблуждение лишь как рефлексивную и одностороннюю оценку знания одним из участников данной познавательной ситуации. Нелинейное, поливариантное развитие знания включает в себя заблуждение в качестве пробных, разнонаправленных потоков целостного процесса познания, ни один из которых не имеет монополии на истину. Право на заблуждение, на ин­дивидуальное своеобразие, на отклонение мышления инди­вида от магистральной линии является завоеванием современ­ного плюрализма и демократии. Такая трактовка заблужде­ния противоположна просветительскому его пониманию как невежества и обмана. Вместе с тем преувеличение роли заб­луждения в познании ведет к релятивизму, скептицизму и аг­ностицизму




 

Поиск по сайту