Зависть


ЗАВИСТЬ — чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся же­ланием лишить их соперника. Стремление к воображаемой или реальной депривации другого служит дополнительным квалифицирующим признаком зависти как порока. Такого рода зависть следует отличать от т. н. соревновательной или под­ражательной зависти, которая ведет к попыткам «социально полезными способами» обрести лелеемое благо, а также от «белой», или «кроткой», зависти, которая является лишь од­ной из форм признания высокого статуса определенного бла­га. В комплекс эмоциональных реакций, связанных с завис­тью, входит также злорадство.

Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Поро­ком в собственном смысле он считал не зависть, а завистли­вость — склад души, при котором огорчает благоденствие лю­бого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия ха­рактеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в ка­честве одного из побочных следствий сребролюбия; в католи­ческой — входит в список кардинальных пороков и семи смер­тных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополу­чием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого за­вистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее актив­ного компонента — стремления разрушить счастье другого; та­ким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической тео­рии характерен перенос внимания с принципиально неустра­нимой индивидуальной зависти на социальную — с конкрет­ной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между не­годованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и за­вистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.




 

Поиск по сайту