Законы


«ЗАКОНЫ»— последнее большое сочинение Пла­тона (примыкающее к «Законам» «Послезаконие», возможно, не принадлежит Платону). «Законы» остались после смерти Платона в виде черновика на восковых табличках и были из­даны его учеником Филиппом Опунтским, который, очевид­но, редактировал платоновский текст. В первой книге упоми­нается покорение Сиракузами Локров, происшедшее не ранее 356 до н. э. Таким образом, Платон, вероятно, работал над «За­конами» около 10 последних лет своей жизни. Это второй со­зданный Платоном план радикальною преобразования гречес­кого государства-полиса. В отличие от политического строя «Го­сударства», который Платон считает идеальным, государство «Законов» представляет собой реально осуществимое прибли­жение к идеалу (739 а-е). Платон отказывается здесь от пере­дачи всей власти правителям-философам, от отмены собствен­ности и введения общности жен для обоих высших категорий граждан — философов и воинов-стражей. Вместо благожела­тельного отеческого произвола философов в «Государстве» Платон подробно разрабатывает здесь стабильные законы (многие из них обнаруживают близость с подлинными зако­нами реальных полисов), которыми должны руководствовать­ся выбранные на определенный срок должностные лица.

Проект Платона предусматривает известное равновесие вет­вей власти. Все граждане в «Законах» — землевладельцы, об­рабатывающие свои участки силами рабов. Число земельных участков, каждый из которых принадлежит одной семье, ста­бильно: 5040; отчуждение земли и дробление участка не до­пускается: лишние сыновья-наследники вынуждены будут от­правляться в колонии. Ремеслом и торговлей могут заниматься только неграждане — постоянно живущие в городе или при­езжие иноземцы. Платон придает первостепенное значение воспитанию детей и юношества, которое строго контролиру­ется государством, как и вся духовная жизнь. Вводится цен­зура для поэтических произведений, танцы и музыкальные мелодии должны быть стабильны и контролироваться влас­тями. Не допускаются отклонения от традиционных образ­цов в скульптуре. Заграничные поездки граждан строго огра­ничиваются, чтобы не допускать вредных влияний извне. Для безбожников предусматривается длительное одиночное за­ключение и смертная казнь для тех, кто не раскается. Пла­тон условно называет проектируемый полис Магнесией и по­мещает его на центральном Крите.

Формально «Законы» построены как диалог безымянного афинянина, критянина Клиния и спартанца Мегилла, бесе­дующих по дороге из Кносса к гроту Зевса, однако роль двух последних сведена к минимуму, и афинянин почти единолич­но излагает взгляды Платона. «Законы» содержат длинные экскурсы, слабо связанные с основной аргументацией: вред и польза от употребления вина (638 d — 674 с), экскурсы в искусственно сконструированную историю дорийцев, афинян и персов (682 е — 701 d).

Поездки Платона в Сицилию с целью реформирования госу­дарственного строя Сиракуз, участие членов платоновской Академии в политических преобразованиях в ряде греческих полисов говорят о том, что Платон расматривал свой план в «Законах» как руководство к действию и верил в его осуще­ствимость. План создания «ночного совета», излагаемый в конце «Законов» (XII 961 а — 969 d), — самопополняющейся коллегии с широкими полномочиями и тенденцией к их рас­ширению, заставляет предполагать, что Платон надеялся, что в случае осуществления проекта «Законов» начнется посте­пенная эволюция в сторону правления философов, т. е. иде­алов, изложенных в «Государстве». Стилистические особен­ности сближают «Законы» с другими поздними произведени­ями Платона и свидетельствуют о некотором потускнении дара Платона как мастера слова.




 

Поиск по сайту