Записки о всемирной истории


«ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» - произ­ведение А. С. Хомякова, в котором наиболее полно изложена философия истории славянофильства. Хомяков работал над рукописью с конца 1830-х гг. до самой своей смерти, т. е. бо­лее 20 лет, но сочинение осталось незаконченным и даже фрагменты при жизни его не публиковались. Идеи, содержа­щиеся в книге, он высказывал в беседах с единомышленни­ками, на диспутах с западниками, в публиковавшихся статьях. Рукопись осталась безымянной. Впервые была частично опуб­ликована в журнале «Русская беседа» за 1860, где от издате­лей получила свое название. Полностью напечатана в Пол­ном собрании сочинений (т. 5—7. М., 1904—06). Последняя частичная публикация: Хомяков А. С. Соч., т. 1. М., 1994. Про­изведение известно так же как «Семирамида». Имя одного из персонажей исторического повествования Хомякова, ассирий­ской царицы, было вынесено в устный заголовок Н. В. Гого­лем, просматривавшим рукопись.

Во всемирной истории Хомяков стремится проследить две ли­нии развития. По его мнению, обе они уходят в глубь веков, а на своем последнем этапе выводят — одна к народам За­падной Европы, другая — к России, точнее — к той ее части, которая представлена русским народом. Зарождение этих двух направлений в социальном развитии Хомяков связывает с ре­гионами северо-восточной Африки и Среднего Востока, с воз­никшими здесь в древности соответственно Кушем и Ираном. В одной из линий развития, кушитстве, Хомяков усматривает практицизм, вещизм и узко понятую рациональность. В ином варианте развития — пренебрежение внешним, формальным, юридическим, но зато богатство духовной жизни. Попытав­шись установить существование двух сопоставимых частей в обширной ойкумене, Хомяков очертил эти части недостаточно четко, а выявляя их отличия, проявил немало субъективизма. В философско-исторических воззрениях Хомякова ведущая роль отводится народу, главному носителю социальных, ре­лигиозных, нравственных начал, личности же, в т. ч. и го­сударственной, — второстепенная, подчиненная. Хомяков обращал внимание на значение во всемирной истории «на­родной веры», предания, легенды и таинства которой во­площают картины нравственного и общественного быта, ум­ственного развития. Общий ход истории религии Хомяков трактовал не как путь от низшего к высшему, а в духе прамо-нотеизма, рассматривая длительный период в истории рели­гии, предшествующий христианству, как период, когда поня­тия ее претерпевали огрубление и монотеизм угасал, затем­нялся. Лишь с появлением христианства произошел возврат к забытому учению. Но и само христианство было, хотя и ча­стично, основательно искажено кушитством.




 

Поиск по сайту