Абсолют в индийской философии


АБСОЛЮТ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. В индий­ской религиозно-философской традиции представление об абсолюте или высшей реальности, восходит уже к идеям ранних Упанишад, где появляется концепция высшего Брахмана, который един («эка»), вечен («нитья»), не под­вержен изменениям («апаринама») и вместе с тем пред­ставляет собой источник, или причину, существования вселенной. Это высшее начало мыслится как целокупное и нераздельное («апритхак») в соответствии с рано сложив­шимся в индийской культурной традиции убеждением в том, что все составное рано или поздно распадается и разрушается и всякая сущность, составленная из частей, тем самым неизбежно отмечена печатью тления. Объек­тивная реальность Брахмана в Упанишадах оказывается тождественной чистой духовной реальности, реальности сознания, или внутреннего Атмана всех живых существ. Т. н. «великие речения» («махэ-вакья») Упанишад посту­лируют абсолют как единство или даже полное совпадение атмана и Брахмана: «Этот атман есть Брахман», «Ты еси То» и др. («Брихадараньяка-упанишада», «Чхандогья-упа-нишада»). Иначе говоря, абсолют принципиально тракту­ется как полное совмещение объекта, субъекта и самого процесса познания, как тождество объективной реаль­ности (точнее ее первоисточника) и чистого сознания, составляющего опору субъективного «Я». Такое отожде­ствление возможно лишь сфере апофатической теологии, где абсолют ускользает от любых попыток рационального осмысления и остается вечно трансцендентной реально­стью, лишенной каких бы то ни было свойств и определе­ний («ниргуна»). В буддизме—неортодоксальном религи­озно-философском учении, тем не менее опосредованно опиравшемся на философию Упанишад, идея несоизмери­мости абсолюта с эмпирическим миром находит своеоб­разное продолжение: буддийская шунья-вада, например, полностью отвергая ортодоксальное представление об Ат-мане и Брахмане, вместе с тем отстаивает тезис о том, что высшей реальности нельзя приписать никакие характерис­тики (отсюда и центральный образ «шуньята», или глубин­ной «пустотности» мира). В ортодоксальной системе ад-вайта-веданта представление об абсолюте как о лишен­ном свойств высшем Брахмане (ниргуна-брахма) опира­ется, с одной стороны, на тезис Упанишад о тождестве Атмана и Брахмана, с другой—на концепцию «чистого сознания», а также на идею о невозможности саморефлек­сии этого сознания и, как следствие,—невозможности его объективации.




 

Поиск по сайту