Здравого смысла философия


«ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ» -см.Шот­ландская школа философии здравого смысла.

ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ганс (18 января 1896, Хорнштейн — 1984) — австрийский теоретик и историк искусства. Профессор в университетах Вены (1934—45), Мюнхена (с 1951), Зальцбурга (с 1964). В основе разработанного им струк­турного анализа произведений искусства — стремление понять их как индивидуальное, образное целое, исходя из его «цент­ра», или «средоточия» (Mitte). Выявление этой сердцевины произведения, которое имеет наглядный, образный характер, само есть творческий акт репродукции (воссоздания), в кото­ром Зедлъмайр вычленяет ряд ступеней: 1) узнавание, первое впечатление, 2) формальное видение пространственного и цветового порядка произведения, 3) поэтическое постижение смысла произведения, 4) осознание тропологической ценно­сти произведения, изменяющего душу зрителя, 5) постиже­ние единства чувственной и духовной стороны произведения. В книге «Утрата середины: изобразительное искусство 19 и 20 столетий как символ эпохи» (Verlust der Mitte: die bildende Kunst des 19 und 20 Jahrhunderts als Symbol der Zeit. Salzburg, 1948) Зедльмайр анализирует кризисные процессы в искусст­ве Нового времени, которые он рассматривает как «симпто­мы» духовной болезни человечества, связанные с утратой под­линной религиозной веры: место христианского Бога зани­мает поклонение природе (Просвещение), красоте (роман­тизм), техническому гению человека и, наконец, просто машине, сам человек превращается в человекомашину или в демоническое существо, искусство, утрачивая свой «центр», объединяющее его средоточие, каковым в искусстве прошлых времен были религиозный культ и сакральная архитектура, становится «эксцентрическим», в нем начинает преобладать неорганическое начало и распад органически-жизненной сферы. Осознание кризиса современного человечества требует от каждого человека усилий для того, чтобы найти путь к самоисцелению. «Что же касается искусства, то на первых порах, а то и еще долгое время нечего будет поставить в опу­стевший центр. В таком случае должно по крайней мере ос­таваться сознание, что в утраченной середине стоит незаня­тый трон, предназначенный для совершенного человека, для Богочеловека» (там же, с. 251).

Соч.: Die Entstehung der Kathedrale. Z., 1950; Die Revolution der modernen Kunst. Hamb., 1955; Kunstwerk und Kunstgeschichte. Munch., 1956; Kunst und Wahrheit: Zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. Hamb., 1959; Epochen und Werke, Bd. 1—3. Wien— Munch., 1959—63; Gefahr und Hoffnung des technischen Zeitalters. Salzburg, 1970; Die bildende Kunst des 19 und 20 Jahrhunderts als Symptom und Symbol der Zeit. Salzburg, 1976. Лит.: Бибихин В. В. Новый Ренессанс. М., 1998, с. 59-127.




 

Поиск по сайту