Ибн Рушд


ИБН РУШД Абу ал-Валйд Мухаммад Ибн Ахмад [латини-зиров. Аверроэс (Averroes)] (1126, Кордова, Испания— 1198, Марракеш, Марокко) — арабо-мусульманский философ, представитель арабоязычного перипатетизма, ученый и врач, правовед. Родился в семье потомственных кадиев-судей, по­лучил образование по мусульманским религиозным наукам, медицине и философии. По рекомендации Ибн Туфайла в 1169 альмохадский халиф Абу Йа'куб Йусуф поручил Ибн Рушду составить комментарии к ряду работ Аристотеля, в этом же году он стал верховным кадием в Севилье. Два года спустя Ибн Рушд вернулся в Кордову, где занял пост верховного ка­дия. Затем по приглашению того же халифа прибыл в Мар­ракеш, где был назначен придворным врачом вместо преста­релого Ибн Туфайла. Ибн Рушд был приближен и к сыну ха­лифа — Йа'кубу, который наследовал отцу в 1184. Незадолго до своей смерти Ибн Рушд попал в немилость к халифу, под­вергся ссылке и, по некоторым сведениям, публичному осуж­дению, хотя вскоре и был возвращен ко двору. Труды Ибн Рушда делятся на комментаторские и оригиналь­ные. Им были составлены комментарии почти ко всем произ­ведениям Аристотеля (кроме оставшейся недоступной для него «Политики»), к «Государству» Платона, а также к другим сочи­нениям античных мыслителей и арабо-мусульманских пери­патетиков. Толкование аристотелевских работ осуществлялось в виде малых, средних и больших комментариев, среди после­дних выделяются комментарии к книгам «Метафизика» и «О душе». Важнейшими из самостоятельных трудов Ибн Рушда являются «Опровержение опровержения», написанное в ответ на «Опровержение философов» ал-Газалй, а из теолого-фило-софских — «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией» (с «Дополнением» о бо­жественном знании) и «Книга об открытии путей аргументи­рования догм общины».

Разделяя в целом систему восточного перипатетизма, Ибн Рушд отстаивал более аутентичный аристотелизм (в частно­сти, очистив его от примесей неоплатонической концепции эманации). Характерное же для него учение о едином обще­человеческом разуме он развивал как подлинно аристотелев­ское. Ибн Рушд оказал большое влияние на философскую мысль средневековой Европы, где стал известен как Великий Комментатор, оригинальный философ (автор теории двой­ственной истины и концепции монопсихизма), а также (по недоразумению) как ниспровергатель всех богооткровенных религий (см. Аверроизм).




 

Поиск по сайту