Ибн Сафван


ИБН САФВАН Джахм Абу Мухриз (казнен 745) — арабо-мусульманский теолог, основатель и эпоним ранней школы калама — джахмизма. Родился в Самарканде, жил в Термезе, а затем в Куфе, где встретился с богословом Джа'дом Ибн Дирхамом (ум. 742/743) и стал проповедником его идей. Вер­нувшись на родину, Джахм Ибн Сафван вел ожесточенные споры с не разделявшими его взгляды богословами, в т. ч. с видным комментатором Корана Мукатилом Ибн Сулайма-ном (ум. 767), известным своими антропоморфистскими воз­зрениями. Позже принял участие в восстании против омей-ядского наместника Хорасана, был захвачен в плен и казнен в Мерве.

Вслед за своим учителем Джа'дом Джахм Ибн Сафван отста­ивал положение о сотворенности Корана во времени (проти­воположный тезис об извечности Корана станет господству­ющим в исламе), о невозможности приписывания Богу каких-либо антропоморфных характеристик и вообще отличных от Его сущности положительных атрибутов. Это учение о Боге оппоненты джахмитов связывали с их пантеистической тен­денцией: отрицание нахождения Бога в определенном месте означает его всеприсутствие; Богу нельзя присвоить свойства какой-либо твари, ибо Он есть целокупность их всех. Джахм Ибн Сафван развивал крайнюю форму джабризма-фатализ­ма, приравнивавшего действия человека к природным процес­сам. Для его эсхатологии характерен финитизм — будущие со­бытия (движения) не могут быть бесконечны, откуда следует отрицание вечности Рая и Ада (вопреки общепринятому в ис­ламе мнению). Видными последователями Джахма Ибн Сафвана были Дирар Ибн 'Амр (ум. 815), Бишр ал-Марйсй (ум. 833) и его ученик ал-Хусайн ан-Наджжар. Многие идеи джахмизма получили развитие в мутазилизме. Сочинения Джахма Ибн Сафвана и его приверженцев не сохранились.




 

Поиск по сайту