Ибн Хазм


ИБН ХАЗМ Абу Мухаммад 'Али Ибн Ахмад (994, Кордо­ва, Испания — 1064) — арабо-мусульманский теолог, видный представитель захиритской школы мусульманского права (фикха), поэт и историк. Родился в семье визиря, получил хо­рошее образование, изучив религиозные науки, литературу и поэзию. Поддерживал Омейядов в их борьбе с восставшими берберами, дважды или трижды занимал пост визиря и, ког­да берберская партия брала верх, подвергался тюремному зак­лючению и ссылке. Разочаровавшись в своем политическом опыте, Ибн Хазм отстранился от общественной жизни, с 1047 жил в родном поместье на юго-западе страны, посвятив себя литературному творчеству. Там он и умер. Из ранних сочинений Ибн Хазма особую известность полу­чило «Ожерелье голубки» (рус. пер. М., 1957), представляю­щее собой собрание прозаических пассажей и поэтических ил­люстраций на тему любви. К этому богатому глубокими на­блюдениями по человеческой психологии трактату примыка­ет составленный впоследствии объемистый этический труд «Характеры и нравы» («ал-Ахлак ва-с-сийар»). В правовед-ческих сочинениях («ал-Ихкам фй 'усул ал-ахкам» и обшир­ном «ал-Мухалла») Ибн Хазм, следуя захиритской традиции, настаивал на буквальном («захйр») толковании священных текстов, в качестве первоисточников права-фикха признавал лишь Коран и сунну, отвергая принятые в других юридичес­ких школах рациональные методы (в т. ч. «кийас» — сужде­ние по аналогии, «ра'й» — личное усмотрение; «иджма'»-кон-сенсус он ограничил единогласием сподвижников Пророка). Одновременно Ибн Хазм выступал против «таклйда» (следо­вание авторитетам), допуская следование лишь Пророку (что, по его мнению, не является таклйдом); пытался легитимизи­ровать логику (аристотелевскую), иллюстрируя ее примерами правового и богословского характера (книга «ат-Такрйб ли-хадд ал-мантик»). Ибн Хазм известен также как автор боль­шого доксографического труда «ал-Фисал» («Разбор»), в ко­тором он апологетически отстаивает преимущество ислама над другими религиями, одновременно подвергая суровой крити­ке всех представителей мусульманской спекулятивной теоло­гии — калама (включая ашаритов), а также восточных пери­патетиков и суфиев.




 

Поиск по сайту