Ибн Халдун


ИБН ХАЛДУН Вали ад-Дин 'Абд ар-Рахман Ибн Мухам-мад (1332, Тунис — 1406, Каир) — арабо-мусульманский фи­лософ, историк и государственный деятель. Получил обра­зование в Тунисе. С 1354 сменил много городов Магриба и Испании, занимая пост секретаря и посла у ряда правителей. После 1382 жил в Египте, где был назначен верховным кади­ем-судьей маликитского толка. Совершил паломничество в Мекку (1387—88), в священные города Палестины (1400). Знаменитым событием египетского периода жизни Ибн Хал-дуна стала его встреча в Дамаске с Тимуром (1401), пытав­шимся склонить философа перейти к нему на службу. Наряду с «Автобиографией» перу Ибн Халдуна принадлежат «Лубаб ал-Мухассал» («Суть Мухассала») — компендиум со­чинения Фахр ад-Дина ар-Рази «ал-Мухассал» по каламу-бо-гословию и фалсафе-философии и «Исцеление вопрошающе­го» («Шифа' ас-са'иль»), посвященное мистическому (суфий­скому) пути познания. Прославился Ибн Халдун как автор «Большой истории», особенно «Введения» («Мукаддима») к ней. В этой теоретической вводной части, представляющей собой энциклопедию культурной жизни арабо-мусульманс-кого средневековья, Ибн Халдун ставит задачу превратить ис­торию из хроники царей и пророков в строгую научную дис­циплину, долженствующую образовать одну из важнейших отраслей философии. Отсюда его стремление создать особую науку об обществе, опирающуюся на представление о зако­номерном характере социального развития, которое обуслов­лено действием таких материальных факторов, как хозяйствен­ная деятельность людей («способ добывания жизненных средств») и естественно-географическая среда. Ибн Халдун подверг критике исходящие из платонического учения обще­ственно-политические взгляды арабоязычных перипатетиков, усматривая в них своего рода мистику («соединение» челове­ка с Деятельным разумом) и утопию, отвергая которую, он обратился к конкретному изучению развития общества, его культуры и нравов.




 

Поиск по сайту