Ибн Эзра


ИБН ЭЗРА Авраам (1089/93,Тудела, Сарагосский эмират — 1164/67, Калаорра) — испано-еврейский философ-неоплато­ник, поэт, экзегет, математик и астроном, филолог. Жил и ра­ботал в мусульманской Испании, в 1138/39 вынужденно по­кинул ее и странствовал от Египта до Британии. Писал на ев­рейском, арабском, латинском языках. Самый объемный труд Ибн Эзры — актуальный до сих пор комментарий к книгам Иова, Даниила, к Псалмам, затем ко всему Пятикнижию. Как в экзегетике, так и в лирике, в философских поэмах, в корпу­се астрономо-астрологических трактатов «Начало мудрости» (Re'sit hokmah), в теории чисел, алгебре, тригонометрии, грам­матике Ибн Эзра увлечен неоплатонически-кабаллистичес-кими умозрениями влияний и соответствий, пронизывающих все бытие от небесных сфер до буквы Писания. Его спекуля­ции о божественных именах (Sefar has-sem) вошли в состав Каббалы. Великая загадка для Ибн Эзры человек: он микро­косм и, постигая себя, познает мир. Индивидуальная душа, отделяясь от вещества как плод от дерева, воссоединяется с душой Вселенной на пути через 9 духовно-космических сфер к уму и божественному единству. Образный стиль Ибн Эзры допускает эманативистское и даже пантеистическое прочте­ние его космологии; его называют первым рационалистичес­ким критиком Библии, ранним гуманистом. Вопреки ревни­телям традиционного иудаизма он стал признанным автори­тетом для последующей средневековой еврейской религиоз­ной философии. В 13 в. его переводили на старофранцузский, латинский, испанский языки. Спиноза, продолживший нача­тую им критику библейского текста, называет его человеком свободного ума и незаурядной эрудиции.




 

Поиск по сайту