Иванов Вячеслав


ИВАНОВ Вячеслав Иванович [16(28) февраля 1866, Моск­ва — 16 июля 1949, Рим] — поэт, мыслитель, теоретик рус­ского символизма, переводчик Эсхила, Данте, Петрарки, Но-валиса и др. В 1886 по окончании двух курсов историко-фи­лологического факультета Московского университета уехал в Берлин, где написал исследование о системе откупов в римс­ком Египте, одобренное Т. Моммзеном. С 1891, увлекшись Ницше, специально изучает в Афинах культ Диониса. В 1895 соединяет свою судьбу с Л. Д. Зиновьевой-Аннибал (1865— 1907). В 1896 знакомится с оказавшим на него сильное влия­ние В. С. Соловьевым. После публикации в России первой книги стихов («Кормчие звезды», 1903), вызвавшей востор­женные отзывы, Ивановы переселяются в 1905 в Петербург, где на «башне» проводятся знаменитые «Ивановские среды». У Иванова завязываются тесные (хотя и довольно сложные) отношения с Бальмонтом, Белым, Бердяевым, Блоком, Брю-совым, Эрном и др. Он становится одним из лидеров русского символизма и активно влияет на его развитие. Проявляет спо­радический интерес к теософии. С 1913 живет в Москве; сближается с Флоренским и Скрябиным, интересуется пра­вославной догматикой. В 1921 Иванов переезжает с детьми в Баку, где преподает в местном университете, а в 1924 навсегда покидает Россию и обосновывается в Италии. В 1926 Ива­нов, говоривший о необходимости дышать в религии «обо­ими легкими», присоединился к католичеству восточного об­ряда, не отрекаясь от православия (на что понадобилось спе­циальное разрешение Ватикана).

В символизме Иванов различал идеалистическую и реалисти­ческую тенденции, отстаивая последнюю; в теории творче­ства, используя собственную концепцию соотношения аполлонического и дионисийского, обосновывал оппозицию мисти­ческого восхождения и нисхождения, лежащую в основе твор­ческого процесса. Считал необходимым реформировать современный театр, возродив его изначальную мистериаль-ность; аналогичные идеи развивались по отношению к рома­ну, который должен вернуться к трагедии как своему истоку («Достоевский и роман-трагедия») В нравственной сфере ут­верждал приоритет диалогизма, основывая его на религиоз­ной формуле «Ты еси». В 1910-е гг. констатировал глубокий кризис русского символизма (сб.: «По звездам», 1909; «Бороз­ды и межи», 1916; «Родное и вселенское», 1918). Иванову при­надлежит оригинальная научная концепция о языческой ми­фологии как о «предуготовлении» к христианству («Дионис и Прадионисийство», 1923). На Западе в связи со своеобычной трактовкой гуманизма широкую известность приобрела кни­га «Переписка из двух углов» (1921; совместно с М. О. Гершен-зоном).

Будучи поэтом-философом интеллектуально-мистического склада, Иванов стремился «систематически» выразить орга­ничную связь эпох посредством «переклички» универсальных символов; даже в лирике преимущественно пользовался слож­ными формами (циклы, «венки сонетов», триптихи и др.). По­эзия Иванова, изобилующая сложно организованной симво­ликой разных эпох, трудна для восприятия, однако смысло­вая ткань его поздних стихов стала прозрачней (сб.: «Сог ardens», 1911—12, «Нежная тайна», 1912 и др.; мелопея «Че­ловек», 1915—19; трагедии «Тантал», 1905, «Прометей», 1919). В последние годы жизни (1928—49), внешне отойдя от сим­волизма, работал над принципиально новым по художествен­ным задачам произведением — «Повестью о Светомире Ца­ревиче», написанной оригинальной ритмической прозой и преломляющей эллинско-византийскую традицию в нацио­нально-русской жанровой форме.




 

Поиск по сайту