Йога


ЙОГА (санскр. yoga — сопряжение) — философская тради­ция Индии, «надстраивающаяся» над особой иерархизирован-ной системой психотехники и теснейшим образом связанная с основполагающими принципами философии санкхьи. Первый период истории йоги (5 в. до н. э. — 1 в. н, э.) совпа­дает с начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, наставник Будды Алара Калама, был и одним из первых теоретиков йоги, разработавшим два этапа ее прак-сиса: предварительный нравственно-аскетический тренинг и поэтапное достижение «продвинутых состояний сознания». Древняя йога, восстанавливаемая из буддийских источников, «средних» Упанишад и дидактических текстов «Махабхараты», развивается в континууме учительских традиций санкхья-йоги, в котором соответствует «практической» части, кореллирован-ной с «теоретическими» калькуляциями санкхьи. Вместе с тем отдельные пассажи эпических текстов, где очень настойчиво внушается мысль о нераздельном единстве санкхьи и йоги, уже свидетельствует о начале обособления последней. В 1—4 вв. можно констатировать «выходы» в йогу конкури­рующих школ санкхьи. Цитаты из авторитетов йоги в ком­ментарии Вьясы к сутрам йоги позволяют предположить, что мы имеем дело с разработкой как близких санкхье (типа вза­имодействия духовного начала и менталитета), так и обще­философских тем; они свидетельствуют и о полемике с вай-шешиками.

В 4—5 вв. был создан базовый текст йоги — «Йога-сутры», атрибутируемые Патанджали (не грамматист, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность), соста­витель которых систематизировал йогическую психотехнику, обеспечив ее отдельными философскими положениями, об­ращенными частично и против идеалистической системы буд­дийской йоги — йогачары.

О формировании собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная с комментаторского перио­да, когда Вьяса в 6 в. составляет нормативное толкование к сутрам (см. «Йогасутра-бхашья»), энциклопедист Вачаспа-ти Мишра комментирует толкование Вьясы в своей «Таттва-вайшаради» (9 в.), а позднее царь Бходжа (11 в.) пишет новый комментарий к сутрам «Раджамартанда», также опираясь на Вьясу. Завершает йогическую экзегезу Виджняна Бхикшу (16 в.), составивший комментарий к комментарию Вьясы «Йога-варттика» и отдельное «резюме» учения йоги — ком­пендиум «Йогасанграху», отражащие попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты.

Основные отличия философского наследия йоги от санкхьи: 1) введение концепции менталитета-читты, в известном смыс­ле объединяющего функции различаемых в санкхье компо­нентов «внутреннего инструментария» (антахкарана) — ин­теллекта -буддхи, эготизма-аханкары и ума-манаса; этот мен­талитет рассматривается на различных уровнях активности (читта-бхуми), 2) иная типологизация состояний сознания, в которой определяющее место занимают основные, «корневые» аффекты, определяющие сансарное существование индивида (см. Клеши), 3) признание божества — Ишвары, ко­торый, правда, является лишь «первым среди равных» духов­ных субъектов-Пуруш, отличным от остальных неподвержен­ностью кармическим аффектам и их результатам, а также спо­собностью быть носителем «семени всеведения». Среди фи­лософских тем йоги, непосредственно не связанных с санкхьей, выделяются те, о которых сообщает Вьяса, цитируя предшествующих авторитетов: 1) «реалистическая» (в средне­вековом смысле) концепция восприятия как складывающая­ся из перцепции родовых качеств объекта и его специфичес­ких характеристик; 2) типологизация причинности — разли­чаются причины возникновения, устойчивости, проявленно­сти, модификации, «презентации» объекта, достижения результата, разъединения, трансформации и стабильности.




 

Поиск по сайту