Йогасутра-Бхашья


«ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ» (санскр. yoga-bhasya) - ос­новополагающий комментарий к «Йога-сутрам», состав­ленный Вьясой, вероятно, в 6 в. (согласно В. И. Рудому и Е. Н. Островской, он детально знал «Абхидхармакошу»). Вья­са в «Йогасутра-бхашье» разрабатывает целый ряд тем, лишь намеченных в сутрах йоги. Во введении он предлагает пяте­ричную схему уровней сознания. В комментарии к сутрам 1.24—25 развивает вариант теистической доктрины (см. Иш-вара-вада), обосновывая непревзойденность Ишвары тем, что существо, более могущественное, должно быть им же самим и не может быть кого-либо равного ему; цель Ишвары — при­носить совершенно бескорыстно пользу другим (индийские атеисты настаивали на немотивированности его действия в мире). Вьяса, далее, подчеркивает неизменность связи между словом и его референтом (1.27), солидаризируясь здесь в ка­ком-то смысле с мимансаками. Автор «Йогасутра-бхашьи» тонко различает онтологическую независимость менталите-та-буддхи и духовное начало Пурушу и его телеологическую зависимость от последнего, поскольку перед этим менталите­том стоит задача стать объектом опыта (11.17). В полемике с буддистами он отстаивает необходимость признания наряду со свойствами также их носителя. Позиция буддийского иде­ализма несостоятельна потому, что один и тот же объект от­ражается различно ориентированными сознаниями и встает вопрос о том, каким именно из них он «сконструирован» (если все они в этом отношении «равноправны»); Вьяса ви­дит единственный выход из затруднения в признании, что сами модусы (букв. — пути) существования объекта и позна­ния разнородны (IV. 15). Объективность внешних вещей обо­сновывается также их активностью: они, подобно магниту, притягивают к себе сознание и «окрашивают» его. Вместе с тем в терминологии Вьясы отражаются некоторые явные за­имствования у буддистов.




 

Поиск по сайту