Йога-сутры


«ЙОГА-СУТРЫ» (санскр. yoga-sutrani) — базовый текст классической йоги, приписываемый Патанджали и датируемый (исходя из полемических пассажей) примерно 4—5 вв., состоит из четырех разделов. В разделе I йога определяется как «пре­одоление колебаний сознания», результатом чего должно быть «установление в себе» духовного начала — пуруши: до этого он принимает формы этих «колебаний». Далее следуют классификация указанных «колебаний», стратегия их преодо­ления и приближения к концентрации сознания, доказатель­ства существования и характеристика высшего Пуруши (Иш-вара), анализ препятствий на пути к успокоению сознания, достижение «стабильности» сознания и «инсайта». В разделе II излагается учение об аффектах сознания (клеши) — основ­ного препятствия на пути к «освобождению», о карме (как результате аффектов), а также четырехчастная модель: стра­дание, причина страданий, избавление от него и средства этого избавления (ср. четыре благородные истины в буддизме). В том же разделе излагаются первые 5 ступеней восьмеричного тренинга йоги — воздержание от основных страстей, а также культивирование правильных духовной практики, положений тела, дыхательных упражнений и освобождения чувств от воз­действия на них внешних объектов. В разделе III рассматри­ваются 3 высшие стадии йогического тренинга — удержание сознания в одной точке, ступень созерцания и концентра­ция — с различением предварительной и высшей («бессемен­ной»). Основное содержание этого раздела составляет под­робное перечисление тех оккультных «сверхсил» (вибхути), которых рекомендуется достигать различными применения­ми концентрации сознания к различным сферам микро- и макрокосма. В последнем, IV разделе рассматривается про­исхождение «сверхспособностей», карма и ее латентные «сле­ды». Составитель «Йога-сутр», настаивая на объективности внешних вещей, полемизирует с буддийскими идеалистами, эту объективность отрицающими. Текст завершается характерис­тиками конечного «освобождения» пуруши.




 

Поиск по сайту