Абсолютное и Относительное


АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ—философ­ские категории; абсолютное—безусловное, само по себе сущее, вечное, всеобщее; относительное—условное, пре­ходящее временное. Абсолютное в древнегреческой философии определяется как сторона совершенства, завершен­ности, самодостаточности сущего и выражалось в поняти­ях «по природе», «в чистом виде» «само по себе»; от­носительное выступает как нечто, зависящее от другого или уносящееся к другому. В средневековой философии абсолютное толковалось как «божественное» и противопо­ставлялось относительному—«земному», мирскому». В немецкой классической философии различные стороны абсолютного и относительного раскрываются в системе категорий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе».
Термин «абсолютный» нередко используется для обозна­чения предмета, который определяется через его внут­реннее содержание. Соответственно относительным назы­вают предает, определяемый через отношение к другому предмету.
Относительным также называют предмет, определяемый через свое внутреннее содержание, но обнаруживающий его не во всех, а лишь в некоторых отношениях с другими предметами. В «вою очередь абсолютный -- это предмет, проявляющий внутреннее содержание во всех таких от­ношениях. В этом смысле говорят, напр., об абсолютно и Относительно твердом или упругом теле Относитель­ность, понимаемая таким образом,— это признак несовер­шенства предмета, его несоответствия идеалу. Отношения предмета к другим предметам обычно позна­ются раньше, чем его внутреннее содержание. Напр., хими­ческие связи атомов были открыты раньше, чем электронный оболочки, порождающие эти связи. Соответственно и относительные понятия об исследуемых предметах воз­никают раньше, чем абсолютные. Такие понятия домини­руют на начальной стадии формирования не только отдель­ной науки, но и познания в целом. Положение, согласно которому любой предмет отражается сначала в относительных, а затем в абсолютных понятиях, сталкивается с прин­ципиальными трудностями. Ему не подчиняется, напр., исследование микрообъектов. Выяснилось, что их в прин­ципе нельзя описать в абсолютных понятиях, т. е. без учета взаимодействий с прибором. Это явление называют отно­сительностью микрообъекта к средствам наблюдения. Ана­логичную трудность констатируют и в теории относитель­ности, где признаки, раньше считавшиеся абсолютными (масса и размеры и т. д.), так же оказалось невозможным описать в отвлечении от соотношения с системой отсчета. Не менее серьезные проблемы порождает и второе опреде­ление aбсолютнoro как предмета, проявляющего свое внутреннее содержание во всех отношениях с другими предметами (и относительного предмета как проявля­ющего его лишь в некоторых отношениях). Подавляющее большинство реальных, локализованных в пространстве и времени предметов представляет собой единство контр­адикторных противоположностей—А и не А. Такие «сме­шанные» объекты ведут себя как абсолютные лишь в неко­торых отношениях с другими объектами, а в других обнаруживают примеси. Именно из-за необходимости каждый раз указывать эти отношения такие объекты и называют относительными. Для абсолютных объектов, напр, абсолютно чистой меди, в этом нет необходимо­сти—она ведет себя как медь во всех отношениях. Но в природе таких объектов практически нет. Выражение «Все в мире относительно» как раз и констатирует это обстоятельство.
Как в научном, так и в повседневном познании относи­тельные объекты часто трактуют как абсолютные. Этот прием называют абсолютизацией. Различают правомерную и неправомерную абсолютизацию. В первом случае объект трактуется как абсолютный только в границах тех взаимо­действий, в которых он действительно ведет себя как абсо­лютный, во втором --вне этих границ. Границы, в которых относительный объект правомерно" трактовать как абсо­лютный, называют интервалом абсолютизации.




 

Поиск по сайту