Калкидий


КАЛКИДИЙ (Calcidius, встречается также Chalcidius) (кон. 4- нач.5в.) -латинский философ-платоник. Сохранились его перевод платоновского диалога «Тимей» и комментарий к нему. Источники «Комментария» — Платон, Арис­тотель, Нумений, Адраст, Порфирий, а также Филон Алек­сандрийский, Ориген. Тематика «Комментария» задана «Ти-меем». Калкидий выделяет 27 тем, из которых откомменти­рованы лишь 13 (до Tim. 53с). Основные темы: о происхож­дении и устройстве мира в сочетании с учением о душе (мировой и человеческой), о судьбе, демонология. Здесь же Калкидий рассуждает о происхождении человеческого рода; о подобии человека миру (макрокосм—микрокосм). В основе тварного мира лежат три начала: бог—материя—образец (deus—silva—exemplar). Все начала просты, бескачественны и вечны. Бог отождествляется с высшим благом, он лежит за пределами бытия, природы, ума. Бог предшествует миру как причина, а не во времени, поэтому мир одновременно и «со­здан» (factus), и «вечен» (aeternus). Тварный мир — живое су­щество, он состоит из мировой души и тела. Мировая душа создана богом (также причинно и вне времени), это — «тре­тья субстанция». Она — нечто промежуточное между дели­мой и неделимой субстанцией, вечна, поскольку самодвижи­ма. Мир пронизывает жизненное начало; центр жизни не со­впадает с центром мира, землей, но находится в вечно дви­жущемся солнце.

Большую часть «Комментария» занимает учение о материи (In Tim. 47e-53c), предваряемое историческим обзором предше­ствующих теорий (евреев, досократиков, эллинистических ав­торов). Традиционно материя — ни телесна, ни бестелесна, скорее она потенциально и телесна, и бестелесна; несконча­ема во времени (perpetua); беспредельна (infmita); не имеет форм и качеств. Особенность трактовки Калкидия в том, что материя — одновременно изменчива и неизменна, подлежит и не подлежит воздействию (что близко воззрениям Пор-фирия). Взаимодействие идей, форм (species) и материи опи­сывается в платоновских терминах отец—сын—отпрыск. Все сущее — это продукт деятельности бога, природы или чело­века — художника, подражающего природе. Здесь природа-космос — это ипостась, следующая после ипостасей традици­онной неоплатонической триады (бог—ум—душа). Важно также учение Калкидия о судьбе и ее соотношении с провидением. Провидение — это или сам бог, или ум бога. Судьба (fatum) действует на уровне Мировой души, она рас­сматривается и как субстанция (substantia), и как действие (actus). Калкидий признает наличие свободной воли челове­ка и случайности. Он критикует стоическое учение о судьбе за фатализм.

Раздел о человеческой душе образует маленький самостоя­тельный трактат. Вслед за Порфирием Калкидий отвергает аристотелевское определение души как энтелехии тела, пред­почитая ему платоническую трактовку души как разумной са­модвижущейся субстанции. Подробнее, чем в «Тимее», раз­работана демонология. Калкидий выделяет пять видов демо­нов: высшие (ангелы), эфирные, воздушные, водные, земные (последние — человеческие души).

Работы Калкидия использовались средневековыми авторами (до 12 в.), в частности, Иоанном Скотом Эриугеной, Хукболь-дом из Сен-Амана, Гонорием Августодунским.

Тэги:



 

Поиск по сайту