Кальвинизм


КАЛЬВИНИЗМ (реформатская церковь) — одно из глав­ных направлений Реформации, основанное Ж. Кальвином. Ве­роучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой при­знается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения; отрицается сво­бода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохра­няются крещение и причащение, но как символические об­ряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма яв­ляется доктрина абсолютного предопределения, согласно ко­торой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого ре­шения «избрал» одних людей к спасению, других — к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные со­общества (конгрегации), управляемые консисториями в со­ставе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении ду­ховных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской вла­сти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничи­вавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм ут­верждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее пред­писаниям, неуклонно добиваясь божественной справедли­вости. Эту установку Кальвин проводил на практике во вре­мя своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему кон­систории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятель­ности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «не­бесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры ти­ранов», т. е. противников Реформации. Эта идея давала каль­винистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монар­хами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О. Кромвеля и шотланд­ского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в станов­лении капитализма сыграла развитая последователями Каль­вина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов — как косвен­ного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно док­трине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое дис­сидентство является преступлением против закона и оно дол­жно быть устранено. Но становление буржуазного строя, иде­алов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возни­кать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методи­сты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разгра­ничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пре­свитериане-колонизаторы попытались установить теократи­ческий режим в Новой Англии, что вызвало активное сопро­тивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возраста­ет (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиоз­ные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистс-кие) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии,ЮАР.См.лит. к ст.Кальвин.

Тэги:



 

Поиск по сайту