Кальпана


КАЛЬПАНА (санскр. kalpana — создание, конструирование, воображение) — широкое по объему понятие буддийской фи­лософии, означающее фактически всю дискурсивную дея­тельность сознания, противопоставляемую чистому перцептив­ному ощущению-отражению объектов. В сарвастивадинской абхидхармистской «Джнянапрастхане» кальпана сополагается с мышлением как таковым (четана) и определяется как опреде­ление или «измерение» (VIII. 1). В школе Дигнаги восприятие ха­рактеризуется как отрицание кальпаны, как опыт, «лишенный конструирования». Кальпана рассматривается в единстве син­теза и анализа. В первом случае она соответствует креативному воображению как деятельность сознания, конструирующего образы объектов и «проектирующего» их во внешний мир, во втором — «делению» содержания опыта по законам бинарных оппозиций (поэтому синонимом калъпаны выступает «викаль-па»). Уже на начальной стадии познавательного процесса «не­делимая» мгновенная реальность (свалакшана), фиксируемая восприятием, анализируется и вводится в сетку родо-видовых предикаций. По интерпретации Ф. И. Щербатского, интеллект может постигать объект, называемый горшком, через кальпану как протяженное или твердое тело, определенную субстанцию, являющуюся субстратом цвета, формы и т. п., в то время как реальным («аффинирующим») ядром этих конструкций будет невербализуемый точечно-активный момент, соответствующей конечной реальности, тогда как сферой кальпаны будет уровень лишь условной истины (самвритти-сатья). К этому же уровню относится и «корневое» деление опыта на субъект, объект и само познание. Кальпана как источник ложных дихотомий, начиная с субьектно-объектного, признается и в мадхъямике (его оппо­зиция — «неконцептуальное знание» праджня-парамиты). Из буддизма концепция кальпаны заимствуется и адвайта-ведантой, где к ней относятся все дифференциации, связанные с «именем и формой» (нама-рупа), а деятельность «конструирования» как таковая космологизируется в виде активности мировой Иллю­зии (Майя).




 

Поиск по сайту