Кама


КАМА (санскр. kama) — термин индийской мысли, обозна­чающий чувственное желание или чувственное наслаждение. В индуизме кама представляет удовлетворение чувственных желаний как одну из целей, а значит и ценностей, человека (пурушартха). Из всех прочих целей кама — самая индивиду­алистическая, она касается наиболее интимной сферы жиз­ни человека, но и в ней (как, впрочем, и в других сферах), индийская культура предлагает видеть систему образцов, ко­торая призвана подсказать каждому индивиду, как реализо­вать его собственные качества (трактат «Кама-сутра»). Хотя кама как цель человека относится гл. о. к мужчине, женщина отнюдь не служит простым инструментом извлечения удо­вольствия, а выступает (и только в этой сфере) равноправным партнером мужчины в том смысле, что не только приносит наслаждение, но и сама его получает. Показательно, что в ин­дийской литературе кама предстает наиважнейшей дхармой (долгом, добродетелью) женщины, оттесняя на второй план ее роль матери. Во всех индийских религиях кама рассматри­вается как одно из самых труднопреодолимых препятствий на пути духовного самосовершенствования, которое может свести на нет даже самые большие достижения (индийская литература изобилует рассказами о великих подвижниках, бес-славно поддавшихся искушению очаровательных нимф, по­сланных испугавшимися соперничества богами). В буддизме кама составляет, наряду с гневом и тупостью, один из глав­ных «корней зла» (акушала-мула). Мир для буддистов — это кама-лока. Все населяющие его существа—люди, животные, духи предков (преты) и низшие боги — испытывают желания и оттого постоянно страдают и подвергаются бесконечному круговороту рождений и смертей (сансара).

Тэги:



 

Поиск по сайту