Кампанелла


КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо, до пострижения в монахи Джованни Доменико (5 сентября 1568, Стило, Ита­лия — 21 мая 1639, Париж) — итальянский мыслитель и поэт. В 1582 вступил в орден доминиканцев. Неприятие схоластики и учения христианизированного Аристотеля привели его к кон­фликту с орденом. В 1589 бежал из монастыря. В Неаполе опуб­ликовал свой труд «Философия, доказанная ощущениями» (Philosophia sensibus demonstrate, 1591, новое изд. 1992) в защиту Б. Телезио. После нескольких лет скитаний по стране, арестов и инквизиционных процессов в 1598 вернулся на родину, где принял участие в борьбе народа против испанского ига, став участником заговора, имевшего целью создание в Калабрии сво­бодного государства. Заговор был раскрыт, и в 1599 Кампанелла вновь оказался в темнице. Обвиненному в двояком преступле­нии — ереси и мятеже против короля, ему грозил смертный приговор. Отрицая свою вину, Кампанелла симулировал безу­мие и, выдержав жесточайшие пытки, избежал казни. Приго­воренный к пожизненному заключению, он пробыл в казе­матах Неаполя 27 лет, а всего находился в неволе 33 года. В 1626 его перевели в Рим под надзор инквизиции, где тюрем­ный режим был несколько смягчен. Но происки иезуитов вы­нудили его бежать во Францию (1634). Кампанелла — автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному искусству, по астроно­мии и астрологии, физиологии и медицине. Труды его систе­матически запрещали и конфисковывали. В «Философии, до­казанной ощущениями», в «Кратком своде философии при­роды» (Prodromus philosophiae... Francofurti, 1617), в «Реаль­ной философии» (Realis Philosophiae epilogisticae paite quatuor, Francofurti, 1623) в «Апологии Галилея» (Apologia pro Galileo, Francofurti, 1622), в «Побежденном атеизме» (Atheismus triumphatus, Parisii, 1636) и многих других работах Кампанел-ла выступает как натурфилософ-сенсуалист, убежденный, что реальная телесная масса — основа всех вещей Вселенной. Она едина на земле и в космосе и неизменна; варьируются, воз­никая и исчезая, только ее формы. По своей природе мате­рия пассивна, источником движения является тепло. Истин­ное познание возможно лишь при непосредственном наблю­дении природы. Развивая сходные с Телезио мысли о само­движении вещей и их стремлении к самосохранению, Кампанелла вместе с тем рисовал картину одушевленной Все­ленной, называя природу «чувствующим животным». Подоб­но Телезио, он рассуждал о «естественной душе», теплом, тон­ком и подвижном духе, возникающем под воздействием сол­нечного света и тепла, но наделял ею не только человека и животных, а и растения. С учением о самосохранении вещей связаны суждения о прималитетах, трех главных атрибутах бытия — мощи, мудрости и любви, которым противостоят прималитеты негативные — немощь, незнание и ненависть. Бог понимается Кампанеллой как Высший разум, Первая Муд­рость. Но, сотворив «великое чудо» — мир, в дальнейшем он не заботится о частностях и не вмешивается в дела природы, этого «скульптурного образа Бога». Кампанелла выступил в защиту Галилея с позиций своего учения о «двух книгах» — «живого кодекса природы», познаваемого посредством разу­ма и чувств, и Св. Писания — иносказания, содержащего на­ставления веры и постигаемого богословием. Сквозь призму натурфилософии рассматривал Кампанелла и проблемы политики, придя к выводу о необходимости реши­тельного преобразования человеческих отношений и создания «наилучшего государства», образец которого он начертал в зна­менитом диалоге «Город Солнца»: в идеальном городе-государ­стве его обитатели ведут «философский образ жизни общиной», основанной на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве. У них действуют справедливые, соот­ветствующие природе законы. Решающую роль играет наука, по предписаниям ее строится вся жизнь соляриев. Наука тес­но связана с «естественной» религией, образуя своеобразный магический культ, задача которого — проникновение в тайны мироздания, совершенствование человека и общества. Вместе с тем Кампанелла рисовал и другую картину единения челове­чества — во всемирной монархии. Тема эта затрагивается в «Го­роде Солнца», в «Политических афоризмах» (Aforismi politici, Torino, 1941). В трактате «Об испанской монархии» роль объе­динителя народов отводится испанскому королю при условии проведения им коренных реформ и признании верховной вла­сти папы римского (Delia Monarchia di Spagna, Opere, Torino, 1854, v. 2). В «Речах к итальянским князьям» (Discorsi ai principi d'ltalia ed altri scritti filo-ispanici, Torino, 1945) подчеркнута роль Италии — будущей столицы вселенской державы и резиден­ции первосвященника. А в «Монархии Мессии» (Monarchia Messiae, 1633) Кампанелла подробно обосновывает право на главенство римского папы как блюстителя природного зако­на, призванного в своем служении подражать Христу и быть «рабом рабов божиих». Противник войн и религиозных раздо­ров, Кампанелла решительно выступил против Реформации, разделившей Европу на враждебные лагеря. Особенно он кри­тиковал постулат кальвинистов о божественном предопреде­лении и отрицание ими свободы воли у человека. Произведения Кампанеллы вызывают нескончаемые споры между исследователями. Одни относят Кампанеллу к предста­вителям раннего утопического коммунизма, считают, что его сокровенные мысли отражает лишь «Город Солнца» и близкие к нему произведения. Другие выдвигают на первый план его тру­ды в защиту папства и, принижая значение «Города Солнца», толкуют о Кампанелле как философе контрреформации. Тре­тьи полагают, что Кампанелла-угопист, верный идеям «Города Солнца», вместе с тем питал надежду использовать папство и ка­толическую церковь в задуманном им переустройстве общества.

Тэги: ,



 

Поиск по сайту