Камю


КАМЮ (Camus) Альбер (7 ноября 1913, Мондови, Алжир — 4 января 1960, Вильблевен, Франция) — французский писа­тель и мыслитель, близкий к экзистенциализму. Лауреат Но­белевской премии (1957). Из семьи сельскохозяйственного рабочего, жившего в Алжире. Учился на философском фа­культете Алжирского университета. В 1938 переехал в Париж. Участник движения Сопротивления. Хотя сам Камю отказывался называть себя экзистенциалистом, он разделял основные идеи этого философско-эстетического течения в целом и одного из его лидеров — Ж.-П. Сартра. Спе­цифику его позиции составил отход от экзистенциалистской точки зрения на природу как нечто изначально враждебное человеку. Морализаторский, проповеднический пафос, кото­рым отмечены его сочинения, позволил Камю снискать славу «совести либерального Запада». В наибольшей степени в его творчестве проявляется характерная для экзистенциализма тен­денция к стиранию границ между философией и искусством. Камю продолжает традиции французской эссеистики, восхо­дящие к Вольтеру, Дидро, Монтеню, Ларошфуко. Существен­ное влияние на него оказали идеи Кьеркегора, Ницше, Хай-деггера, Шестова, творчество Достоевского, Кафки. Взгляды Камю претерпели значительную эволюцию. Внимание начинающего автора сосредоточено на онтологических и гно­сеологических проблемах. Анализ понятий бьггия, существова­ния, случайности, свободы приводит его к выводам о тотальной абсурдности существования, изначальном и непреодолимом конфликте между людьми, свободе как имманентно присущем человеку состоянии. В этическом плане эти положения выли­ваются в концепцию имморализма, нашедшую свое художествен­ное выражение в пьесе «Калигула» (Caligula, 1938). Проблемам абсурдизма и индивидуализма посвящена его повесть «Посто­ронний» (L'etranger, 1942). В «Мифе о Сизифе» (Le Mythe de Sisyphe, 1942) Камю рассматривает модели поведения героев, при­знаваемых абсурдными, — Дон Жуана, актера, творца. В годы войны и первые послевоенные годы в центре эстетики Камю оказывается проблематика бунта во всех его ипостасях. Лейтмотивом эссе «Бунтующий человек» (L'homme revolte, 1951) является тезис «я бунтую, следовательно, мы существуем» (парафраз декартовского cogito ergo sum). Бунт имеет две формы выражения — революционную деятельность и творчество. Пред­почтение Камю отдает второй его ипостаси — творчеству, искус­ству. Политической революции он противопоставляет револю­цию культурную, подчеркивая ее этический, гуманистический характер. Вслед за Сартром он выдвигает новое для экзистен­циалистской эстетики положение об ангажированности литера­туры. Тема человеческой солидарности, совместной борьбы про­тив зла — магистральная для «Писем к немецкому другу» (Lettres a im ami allemand, 1943—44), повести «Чума» (La peste, 1947) и пьесы «Осадное положение» (L'Etat de suege, 1948), «Речи в Шве­ции» (Discour de Suede, 1958) при вручении Нобелевской пре­мии. Однако установка на позитивные ценности сочетается с пессимистической уверенностью в том, что зло непобедимо, его торжество можно лишь отсрочить, бациллы чумы не умирают. В годы, непосредственно предшествовавшие трагической гибе­ли Камю в автомобильной катастрофе, его пессимизм усилива­ется. На примере Кламанса, героя повести «Падение» (La chute, 1956), Камю показывает, что человек порочен по своей природе и неисправим, поэтому для него нет ни выхода, ни надежды. Во 2-й пол. 1950-х гг. Камю инсценировал повесть У. Фолк­нера «Реквием по монахине» (1957) и роман Ф. Достоевского «Бесы» (1959), планировал создать собственный театр и за­няться режиссурой. Многие его замыслы (пьеса о Дон Жуа­не, эссе о любви) так и остались нереализованными либо не­завершенными (роман «Первый человек»).




 

Поиск по сайту