Кан Ювэй


КАН ЮВЭЙ (Кан Наньхай, Кан Шуи, Кан Гуанся, Кан Чансу, Кан Гэншэн) (19 марта 1858, уезд Наньхай провинции Гуандун — 31 марта 1927, Циндао провинции Шаньдун) — ки­тайский мыслитель и политик. В юности учился у известного неоконфуцианского наставника того времени Чжу Цыци, ис­пытал воздействие буддизма. С 1890-х гг. преподавал в Гуан­чжоу (Кантоне), среди его учеников — будущий политик и философ Лян Цичао. В этот период были написаны труды «Синьсюэ вэйцзин као» («Исследование поддельных канонов Новой школы», 1891) и «Кун-цзы гайчжи као» («Исследова­ние реформ институтов Конфуцием», 1897). В 1895 получил высшую ученую степень цзиньши. В 1898 император принял предложения Кан Ювэя по модернизации системы образова­ния, отмене старой системы госэкзаменов, усилению воору­женных сил, введению начал парламентаризма и самоуправ­ления. Начавшиеся в июне «Сто дней реформ» завершились в сентябре 1898 дворцовым переворотом, заключением им­ператора Гуансюя под домашний арест и казнью шести ве­дущих реформаторов. Самому Кан Ювэю удалось бежать в Гонконг. В 1899 он создал в Канаде Общество защиты импе­ратора, к началу 1900-х гг. завершил работу над «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»), В период зарубежных скита­ний его увлечение западными идеями сменилось пафосом за­щиты национального наследия. После победы Синьхайской революции 1912 Кан Ювэй вернулся в Китай, где участвовал в провалившихся попытках учреждения конституционной мо­нархии в 1917 и 1924.

Рассматривая Конфуция как «некоронованного правителя», по­сланного Небом для наведения порядка в обществе, Кан Ювэй для доказательства этого тезиса обратился к сопоставлению школ «текстов новых письмен» и «текстов старых письмен» (см. Цзин сюэ), появившихся в результате различных реконструкций доциньских философских произведений, уничтоженных при ди­настии Цинь (221—206 до н. э.). Оспаривая утвердившуюся точ­ку зрения, он объявил подделкой тексты «старых письмен», яко­бы найденные в стене дома Конфуция при династии Хань, од­новременно настаивая на аутентичности канонов «новых пись­мен», восстановленных сразу после падения Цинь на основе устно переданных текстов. Если школа «новых письмен» счита­ла Конфуция земным мудрецом, унаследовавшим древнюю тра­дицию, упорядочившим и передавшим ее последующим поко­лениям, то школа «старых письмен» видела в нем божествен­ную фигуру, находя в приписываемых ему текстах глубокий ал­легорический смысл. Трактовка Конфуция как божества, ниспославшего «шесть канонов», дала Кан Ювэю возможность сформулировать свои социально-политические взгляды со ссыл­кой на авторитет древности, но без опоры на консервативную традицию имперского конфуцианства. Возглавив в 1912 Обще­ство религии Конфуция, Кан Ювэй добивался конституцион­ного закрепления государственного культа Конфуция. Общественные взгляды Кан Ювэя соединяли учение Хэ Сю (2 в.) о «трех эпохах» [«упадок и хаос» — «рождающийся мир-равновесие» (шэн пин) — «великий мир-равновесие» (тай пин)] с конфуцианскими идеями «малого процветания-бла­госостояния» (сяо кан) и «Великого единения» (да тун). Кан Ювэй полагал, что человечество находится на этапе «рожда­ющегося мира-равновесия» и начинает движение к идеаль­ному обществу Великого единения, в котором будут сняты девять видов различия, вызывающих страдания (между госу­дарствами, расами, классами, полами, семьями, профессиями, видами, отменятся также «хаотические» иррациональные стра­дания и страдания из-за страданий). После установления все­мирного общества всеобщего равенства и благоденствия, в ко­тором будут невозможны войны и конфликты, главной про­блемой человечества станет достижение бессмертия. Философским основанием социально-утопической теории Кан Ювэя служило соединение понятий Мэн-цзы о «сердце, не­безразличном к страданиям других людей», фундаменталь­ного конфуцианского понятия о гуманности (жэнь), учения об «изначальной пневме» (юань ци) и заимствованного запад­ного понятия об «электричестве» (дянь). «Пневма» и «элект­ричество» пронизывают все бытие и порождают взаимное притяжение вещей, что у людей проявляется в форме «гуман­ности» — сочувствия друг другу, взаимопомощи и т. д.

Тэги: ,



 

Поиск по сайту