Абсолютный идеализм


АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ —направление в бри­танской философии; возникшее во 2-й пол. 19 в., иногда также называемое (хотя и не совсем точно) британским неогегельянством. Абсолютный идеализм имел сторонни­ков и в американской философии. Непосредственными предшественниками абсолютного идеализма явились ан­глийские романтики (в первую очередь СТ. Кольридж), а также Т. Карлейл», которые стимулировали среди про­фессиональных философов интерес к спекулятивной обьективно-идеалистической метафизике. Немецкий иде­ализм (причем не только в гегелевском варианте) стано­вится популярным прежде всего в Шотландии, где в сер. 19 в. позитивизм и утилитаризм небыли столь влиятельны, как в Англии. В Северной Америке распространение не­мецкого идеализма вначале было связано с деятельностью группы трансценденталистов, а затем продолжено Сент-Луисским философским обществом во главе с У. Харрисом. Важным фактором, способствовавшим становлению абсолютного идеализма в Великобритании, явилась книга «Секрет Гегеля» (1865) Д. Стирлшга, который дал консер­вативную интерпретацию гегелевской философии, рас­сматривая ее как противоядие против позитивизма и есте­ственнонаучного материализма, в частности дарвиновско­го эволюционизма. Стерлинг (а также братья Д. и Э. Кэрд) стремилась доказать сугубо религиозный характер учения немецкого философа, а его диалектику представить как концепцию примирения противоположностей. Задачу опровержения исходных принципов британского эмпиризма и сенсуализма решал профессор Оксфордского университета Т. X. Грин, который противопоставил национальной философской традиции положения кантозского, фихтеанского и гегелевского идеализма. Он также крити­ковал господствовавшую в стране ассоцианистскую психо­логию, связанную с эмпиризмом. Если для Грина было свойственно сочетание социально-политической позиции в духе викторианского либерализма с концепцией о госу­дарстве, заботящемся об «общем благе» индивидов, то последующие представители британского абсолютного идеализма» напр. Б. Бозанкет, использовали свое объек­тивно-идеалистическое учение о государстве как особой целостности (зачастую отождествляемой с Абсолютом) для обоснования законности полного подчинения личности государству. Абсолютный идеализм стал в конце 19 в. пре­обладающим философским направлением в академической среда, Решающую роль в оформлении абсолютного иде­ализма как самостоятельной школы сыграл оксфордский философ Ф. Брэдля. С помощью разработанного метода «негативной диалектики» он стремился доказать самопротиворечивость и потому нереальность всех явлений и свойств объективного мира (в т.ч. пространства, време­ни и движения), которые входят в Абсолют, не сводящийся к сумме своих частей, а представляющий новое; высшее качество. Абсолют при этом трактовался как «совершенная гармония» и «конкретно-всеобщее единство», доступное не рациональному мышлению, а мистическому пережива­нию. В этом вопросе позиция абсолютного идеализма наи­более сильно отличалась от позиции немецкого идеализма. Представители абсолютного идеализма (напр., Г. Иоахим и Б. Бозанкет) критиковали традиционную формальную логику, противопоставляя ей иррационалистически истол­кованную диалектическую логику. Для многих из них было характерно когерентное истолкование истины как систе­матического единства, создаваемого существенными «внутренними отношениями» и совпадающего с Абсолю­том. Вместе с тем диалектическое противоречие как источ­ник развития заменялось простой дополнительностью про­тивоположных сторон. Британские приверженцы абсолют­ного идеализма били также одними из первых критиков «психологизма» в логике.

Монистическая интерпретация абсолютного идеализма Брэдвд и некоторыми другими философами была дополне­на плюралистическим, персоналистским вариантом, пред­ставленным в работах Э. Сэта и в особенности Д. Э. Мак* Таггарта, понимавшего Абсолют как духовное сообщество личностей-субстанций. В некоторых аспектах этому вари­анту абсолютного идеализма оказалась близкой концепция «абсолютного волюнтаризма» американского философа Д. Рейса, который, однако, на первый план выдвигал не онтологическое, а эпистемологическое обоснование учения об Абсолюте, В работах Ройса и других американских идеалистов, в отличие от работ их британских коядер, наиболее сильны религиозные мотивы. Философия абсо­лютного идеализма на веем протяжении ее эволюции была слабо связана с развитием естествознания. Ее представи­тели по многим вопросам сознательно занимали позиции, противоположные позиции науки. В нач. 20 в. в Велико­британии абсолютный идеализм становится объектом отарой критики со стороны ранних представителей анали­тической философии, а в США— прагматизма и неореализ­ма и к концу 20-х гг. фактически перестает существовать в качестве самостоятельного философского направления. Лит.: Квитко Д. Ю. Очерки англо-американской философии. М,— Я, 1936; ХимТ. И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 2; Кисселъ М, А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX в. Л., 1970; Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX в. М., 1973, гл. 2; Он же. Буржуазная философия СШАХХ в. М., 1974, гд. 1; Richier M. The Politic? of Conscience: T. H. Green and His Age. Cambr., 1964; Possmore J. A. Hundred Years of Philosophy. L., 1966.ch. 3,4,7; milheim R F. H. Bradley. Harmondsworth, 1969; Aimksinen T. The Ontological Criteria of Reality. Turku, 1975; Sprigge T. S. The Vindication of Absolute idealism. Edinburgh, 1983; Manser A.. Stock G. (ed.). The Philosophy of F. H. Bradley. Oxf., 1984.

Тэги: ,



 

Поиск по сайту