Магия


МАГИЯ (лат. magia, от греч.— колдовство, волшебство) — индивидуальные или коллективные действия, при­званные сверхъестественным путем повлиять на духов, людей, явления природы, в дополнение к различным видан человеческих практик — хозяйственной, лечебной, созидатель­ной, разрушительной, охранительной, молитвенно-религиозной и т. п. Типология магии формируется по различным основаниям: по антиномии добра и зла (с точки зрения мага или его адепта) — белая магия (хозяйственная, целительная) и черная (порча, наговор, сглаз); по типу результата — сози­дательно-охранительная и разрушительная (Б. К. Малиновский); по сходству-подобию явлений, связываемых магичес­кими действиями, — гомеопатическая магия и по простому сле­дованию одного явления за другим — контагиозная магия (Дж. Дж. Фрейзер). В основе концепции Фрейзера лежат принцип причинно-следственной связи. Веру в прямое ма­гическое воздействие человека на природный объект (группу природных объектов) Л. Леви-Брюль выводит из чувства партиципации (сопричастности человека природе), особенно присущего первобытному сознанию. При этом взаимо­действие всех вещей мира укоренены в магическом мироведении. Оно-то и связует магию с натурфилософскими учени­ями древних и основаниями «тайных наук» — с протонаучными формами знания (см. Оккультизм, Герметизм, Алхимия).

Магия как род деятельности инвариантна, но, вписанная в ту или иную конкретную культуру, она обретает исторически не­повторимые черты. Обрядовая по своей природе, она сопро­вождает культовые действия всех религии, также вписанных : историю соответствующих культур. Окрашивает в неповторимые тона национально-этнические, фольклорно-этнографи-ческие, мифологические, литературные и художественные, по­знавательно-мировоззренческие особенности культур различных народов. Представляется наиболее продуктивной истори­ческая трехзвенная цепь «магия — наука — религия», а в науке следует отметить провоцирующую роль магии в развитии экспериментально-практической составляющей научного знания.




 

Поиск по сайту