Мадхва


МАДХВА (Madhva) (традиционная датировка: 1198—1278. более современная версия: 1238—1317)— основатель рели­гиозно-философской школы двайта-виданта. Родился в Паджакакшетре в Южной Индии. Основные труды: «Анувьякхьяна» (комментарий на «Брахма-сутры»), комментарий на «Бхагавата-пурану», десять небольших трактатов, посвященных проблемам логики и метафизики («Даша-пракарана»), метри­ческий трактат «Махабхарата-татпарья-нирная» («Изложение сущности Махабхараты») и др. Согласно учению Мадхвы, ре­альны три вида сущностей: высший Брахман, персонифици­рованный в образе Кришны, индивидуальные души (джива) и неодушевленные предметы (джада), однако лишь Кришна абсолютно самодостаточен, тогда как вся остальная вселен­ная целиком зависит от Бога. Название системы Мадхвы объясняется вечно сохраняющимся различием (двайта, или двойственность, различение) между всеми этими сущностя­ми. Мир создается в начале очередного вселенского никла творящей энергией Брахмана; это сила, которая обычно пер­сонифицируется в образе супруги Вишну — Лакшми и обес­печивает развертывание материи — Пракрити, «подобной лег­кой и редкой ткани». Пракрити выступает непосредственным источником и вместилищем трех гун. саттвы, раджаса и тамаса. которыми управляют три ипостаси Лакшми (соответствен­но Шри, Бху и Дурга). Бесчисленные и разнообразные джи­вы, соединенные с «инструментами» познания, образованными Пракрити, одушевляют атомы материи во вселенной и согласованно управляются Кришной. По словам Мадхвы, подобно тому как радуга — не только отражение, но еще и преломление играющих солнечных лучей, многообразные души no-разному окрашены проникающим в их природу све­том Брахмана («Анувьякхьяна», 2.3.50). Хотя Бог трансцендентен миру, он в принципе познаваем, т. к. существует изна­чальное «сходство», «подобие» (садришья) некоторых атри­бутов Кришны и благих свойств мира и душ (там же, 3.2.32— 34). По мнению Мадхвы, все души уже изначально предопределены к спасению, гибели или к вечному блужда­нию в сансаре, однако Бог постоянно вмешивается в происхо­дящее, облегчая избранным путь к освобождению (концепция «парадхина-вишешапти», или «вечного творения»). Хотя зада­ча духовного наставника — вести ученика к непосредственно­му осознанию (саткаршана) сущности Брахмана, высший ду­ховный подвит — это бхахти, или непрерывный поток любви (снеха) к Кришне. Когда душа служит Богу т. о., тот дарует ей в награду свою милость (прасада) и спасите. Возрастание бхакти в душе адепта как раз и выступает верным признаком того, что он вошел в число «избранных к спасению», а сам путь к Кришне для него облегчается благодаря заступничеству Бо­жьего сына — Ваю. Подобно тому, как в мирской жизни души всегда пребывают в некоторой иерархии, градация сохраняет­ся и после освобождения. С точки зрения Мадхвы, души от­нюдь не растворяются в Боге, но занимают приличествующее место в соответствии со своими заслугами.

Тэги:



 

Поиск по сайту