Мадхьямака-Карика


«МАДХЬЯМАКА-КАРИКА»— «Коренные строфы о Срединности» — осново­полагающий трактат махаянской школы мадхъямика, созданный во 2 в. Нагарджуной и входящий в канонические буддийские собрания на китайском (си. Трипитака) и тибетс­ком (Данджур) языках. Санскритский текст сохранился только в составе «Прасаннапады» Чандракирти, являющемся комментарием на 447 строф произведения Нагарджуны. Трактат представляет собой руководство по логико-полеми­ческому мастерству, применяя которое монахи-мадхьямики подвергали деструкции философские понятия идейных про­тивников, опровергали их доводы. Каждая глава посвящена опровержению отдельных категорий, как общефилософских (причина и условии, самосущее, время, соединение), так и соб­ственно буддийских (страдание, Будда-татхагата, взаимозави­симое возникновение). Доказывая внутреннюю противоре­чивость, недостоверность и даже абсурдность (прасанга) ар­гументации оппонентов, Нагарджуна в апофагической мане­ре демонстрировал коренные учения и ценности раннем махаяны- 1) во взаимообусловленном мире нет ни одной са­мостоятельной сущности (ни Бога, ни Будды, ни материи, ни другой первопричины), на которую можно было бы опереть­ся, именно поэтому мир пуст (шунья), но и «пустота* пуста. 2) все теоретико-познавательные средства (см. Прамана) не достоверны, абсолютная истина (парамартхика-сатъя) ими не постижима.

Нагарджуна рассуждал так: «Когда останавливаются действия |со знаками] в сфере мышления, тогда перестает быть и то. что ими обозначалось. Ибо подлинная реальность (дхармата) никогда не возникала и никогда не исчезнет, как и нирвана. Все является таким же, все не является таким же, все одновременно является таким же и не таким же неверно, что все одновременно является таким же и не таким же. Таково Учение будд в котором эта реальность характеризуется как то, что вне воображения, вне различения, вне обусловлен­ности, вне иллюзорности, что [дарует] успокоение (гл 18, ст 7—9) Закон будд покоится на двух истинах обусловленной мирским и абсолютной. Те, кто не знают различия меж­ду этими двумя истинами, не знают сокровенной сути Уче­ния будд. Без опоры на обусловленное не достигнуть абсо­лютного, без обретения абсолютною не достигнуть нирваны (гл 24 ст 8—10).

«Мадхъямака-карика» имеет богатую традицию комментиро­вания (сохранились и две версии автокомментария), продол­жающуюся до сих пор в т. ч. на европейских языках.




 

Поиск по сайту