Маймонид


МАЙМОНИД, Рабби Моше бен Маймон (30 марта 1135/38 Кордова — 13 декабря 1204, Фостат вблизи Каира) — средневековый еврейский богослов и философ Родился в се­мье выдающегося ученого раввина рабби Маймона Посте захвата города в 1146 альмохадами семья вынуждена была бежать из Кордовы и провела годы в скитаниях по территории Испании, возможно Южной Франции, Северной Африки (Фее) В 1165 Маймонид, проведя полгода в Акко (в то вре­мя — государство крестоносцев) и посетив Иерусалим и Хев­рон поселился в Египте в г. Фостат (рядом с Каиром) Здесь он провел жизнь, полную трудов, долгое время был руково­дителем еврейской обшины Египта, а также личным врачом правителя Египта Фасада, а некоторое время и Саладина.

Научное наследие Маймонида чрезвычайно обширно и вклю­чает работы по логике, философии, галахе (еврейскому рели­гиозному законодательству), медицине. В них затрагиваются вопросы математики астрономии, психологии, истории и др Пивное философское сочинение — написанный на арабском языке трактат «Путеводитель растерянных» (Далалат аль-Хаирин), наиболее известный в своей ивритскои версии (Морэ Невухим). Однако философская проблематика присутствует почти во всех его сочинениях. Уже в юношеские годы он написал логический трактат «Макала фи-синат аяь-мантик» (ивр. Маамар милот а-хигайон) — «Основные понятия логики», где он дает свою рецепцию логики Аристотеля, воспринятой им в первую очередь от аль-Фараби. Во введениях к его комментарию на Мишну имеется ряд философских фрагментов, в ча­стности «Шмона праким» — посвященное этике и психоло­гии предисловие к трактату Мишны «Авот». В предисловии к главе Хэлех дается первая формулировка принципов Иудаизма (13 догматов). Монументальный 14-томный свод Мишнэ-Тора (Повторение Торы), написанный на иврите, представляет собой систематическое изложение иудаизма как единого учения, он откры­вается «Книгой знания» (Сефер а мада), посвященной воп­росам метафизики, физики, этики, историософии. Философ­ская и религиоведческая проблематика затрагивается и в мно­гочисленных посланиях Маймонида (особенно в < Иеменском послании», «Послании об астрологии», «Послании о воскре­сении мертвых»)

Для философии Маймонида характерно сочетание восточного перипатетизма, безусловного признания библейских проро­честв и талмудического учения о единстве мышления и прак­тического поведения (галахи) Он разделяет науки на три группы теоретические (метафизика и физика), пропедевтичес­кие (математика), практические (этика, управление домом, по­литика) Однако в более поздних его произведениях теорети­ческие науки отождествляются с эзотерическими разделами иудаизма, упоминающимися в Мишне (Хагига, 2,1), метафи­зика — с наукой о «Колеснице» (см. Меркава, Каббала), а фи­зика — с учением о сотворении мира (Маасэ Берешит). Бог как нематериальная первопричина всего сущего не мо­жет иметь положительных определений, его атрибуты носят всецело отрицательный характер. Воздействие Бога на мир осуществляется без посредства каких бы то ни было матери­альных сил. Природные явления определяются сочетанием материи, формы и «лишенности» (последняя присуща мате­рии и является основной причиной изменчивости форм) Со­зданный по образу Бога, человек способен к восприятию умоз­рительного знания через соединение с активным умом Воз­никшее вследствие Грехопадепия воображение, основанное на уподоблении материальным предметам, нарушает изначаль­но присутствующую в человеке способность к чистому по­знанию Знания о Боге не могут передаваться публично, ибо общественная коммуникация основана на уподобления, они могут быть восприняты только индивидуальным усилием разума Аллегорический язык, па котором излагались библейс­кие пророчества, чтобы их могло воспринять общество, от­части способствовал возникновению извращенных антропо­морфных представлений о Боге Маймонид детально иссле­дует язык Библии и приходит к выводу, что большинство выражении, указывавших на Бога, имеет многозначный ха­рактер, но их истинное значение лишено антропоморфизма Маймонид критикует философию калама, и в частности, не называя его прямо, учение Саадии Гаона за попытку постро­ить теологию на основе физики (в т ч на основе учения о сотворении мира) Ни физика Аристотеля, ни даже Библия в силу своего аллегорического языка не могут дать окончатель­ного ответа на вопрос о сотворенности мира. Сам Маймонид склонялся к креационизму исходя из этических аспектов иуда­изма (свобода выбора, ответственность) В этике Маймонид выделяет ступень «мудреца» (хахам), который избегает край­ностей и идет по среднему пути, и ступень «праведника» (ха­сид) который уклоняется от середины и достигает в служе­нии Богу более высокого уровня

Учение Маймонида вызвало острую полемику среди еврейс­ких мыслителей разных эпох В 13 в оно оказало глубокое влияние на латинскую схоластику особенно на Альберта Великого и Фому Аквинского) В 13 — 14 вв оно стало одной из предпосылок возникновения т.н. профетической каббалы рабби Авраама Абулафии.

В Новое время учение Маймонида сыграло важную роль в формировании философии Спинозы и М Мендельсона

Тэги:



 

Поиск по сайту