Баадер


БААДЕР (Baader) Бенедикг-Франц-Ксаверий (27 марта 1765, Мюнхен —23 мая 1841, Мюнхен)— немецкий като­лический философ. С 1781 изучал медицину в Ингольштадтском университете, в 1783 —в Вене, с 1784 —в Мюн­хене. В 1788—92 учился в Горной академии во Фрейбурге, затем несколько лет жил в Эдинбурге. С 1796— в Мюн­хене. В 1806 им написана работа «О дедукции Кантом практического разума». До 1820 занимал различные адми­нистративные должности, в т. ч. управляющего стеколь­ным заводом. С 1826 — профессор в Мюнхене. Испытал влияние Я. Бёме, В. Вейгеля, Фихте и особенно Шеллинга, в свою очередь, оказав влияние на переход Шеллинга к те­изму и теософии.

Стремился к возрождению религиозного сознания, глав­ными оппонентами которого Баадер считал новоевропей­ский классический рационализм и идеалы Французской революции. Он исходит из идеи нравственной автономии личности, которая в своих поступках обусловлена движе­ниями воли. Разум человека не автономен в познании, он действен лишь постольку, поскольку не утратил живой связи с Богом. «Бог есть истина, и внутреннее познание истины, любовь к истине, наслаждение истиной есть закон природы для человека... Воспринять великий идеал Бога в природе, стремиться к нему чувством — и затем на всем существующем вне его, на всяком слове и деле своем ставить печать своего внутреннего идеала, то есть искажен-. ной, ущербной, нечистой копии того первого, воспринято­го им идеала» (Из дневников.—В кн. Эстетика немецких романтиков. (М., 1987, с. 537). Познание — содействие че­ловека божественному разуму, а человеческое знание — со­знание божественного знания. Существование Бога дано непосредственно и не нуждается в доказательствах. Бог, согласно Баадеру, есть формообразующее единство. Человек—образ Бога, и только благодаря деятельности он может постичь сущность Бога. Существует три типа от­ношения человека к Богу, когда Бог осознается 1) как чуждая и враждебная сила, 2) как соприсутствующий и объект внешнего поклонения, выражающегося во внеш­нем авторитете церкви, 3) как внутреннее начало сознания и действия человека, который становится «агентом» Бога. Иными словами, на первом этапе Бог рассматривает чело­века как орудие, затем поднимает его до соучастия и, наконец, делает его свободным агентом своей воли. Пол­нота единства человека и Бога представлена до грехопаде­ния человека, после которого и мысль, и воля человека имеют дело с множественностью чувственного мира, или материи; пространство и время —следствие грехопадения человека. Грехопадение привело к ослаблению и силы духа, и силы воли. Но для человека все же существует возможность уяснить зло, уклониться от него и даже от­вергнуть его в тот период, когда он живет на Земле. Этика Баадера основана на надежде на внутреннее воскрешение.

В принципе индивидуальности, Я, в индивидуализме Ба­адер усматривает источник кризиса европейской культуры. Баадер выступает как критик и классического рационализ­ма, и трансцендентализма Канта с его идеей о законода­тельной роли разума и с разделением формы и содержания знания. Согласно Баадеру, форма неразрывно связана с со­держанием мысли, а формы мысли совпадают с формами вещей. В этом пункте он близок панлогизму Гегеля. Одна­ко в целом он возвращается к средневековой схоластике, которая, по его мнению, была ближе к пониманию божест­венной реальности, чем современная ему философия. От­ношение Бога к миру — это отношение творчества, которое не может быть истолковано как эманация или как диалек­тическое развертывание. Вслед за Я. Бёме Баадер проводит различие между Богом в себе и Богом, выраженным в при­роде, отвергая тем самым пантеистическую натурфилосо­фию Шеллинга. Согласно Баадеру, в Боге нет никакого развития от темного к светлому, от бессознательного к со­знательному; такие характеристики—лишь оценки челове­ческим мышлением потенций Бога, вечных и нераздель­ных. Божественная реальность представлена в трех нераз­рывно связанных процессах: 1) имманентный или эзотери­ческий процесс жизни, который является логическим и с помощью Бога сам порождает себя из своей закрыто­сти, 2) эманентный или экзотерический процесс жизни, который является реальным и в котором Бог благодаря преодолению принципа самости и вечности природы ста­новится триединой личностью, 3) процесс, в котором Бог предпринимает объединение не с самим собой, а со свои­ми творениями в акте любви. Творение Богом природы осуществляется через посредство вечной мудрости, или Софии. Бог, мудрость и вечная природа и составляют три потенции мироздания. Взаимодействие духа и материи заключается, согласно Баадеру, в их взаимном проникно­вении: духовное действенно, поскольку находит точку при­ложения своей силы к материи. Центральным символом в природе является свет. С этих спиритуалистических по­зиций Баадер рассматривает смысл органической жизни, отношение между моральным и физическим, характерис­тики знания (Fermenta cognitionis, Bd 1—4. В., 1822—24).




 

Поиск по сайту