Майтри


МАЙТРИ (санскр maitri, пали metta — дружба, дружелю­бие) — одна из основных категорий индийского альтруизм Майтри близка добродетели дана (дар, дарение) — щедрос­ти, благотворительности (см Парамиты) считавшиеся важным условием и мирского и духовного преуспеяния начина с самых ранних памятников индийской культуры Уже один из гимнов «Ригведы» напоминает богатых, что следует уде­лять что-то и бедным и уметь пользоваться богатством и только для себя (X 1 17) В «Брихадараньяка-упанишаде» бо­жество грома дает наставление благотворить наряду с пред­писанием контролировать себя и оказывать сострадание дру­гим (V2 3), я «Чхандогъя-упанишаде» щедрость рекоменду­ется наряду с аскезой, невреждением честностью и прав­дивостью (III 17 4) Она же всячески рекомендуете: : Дхармашастрах и дидактических текстах «Махабхараты» В текстах Палийского канона щедрость рассматривается как добродетельный акт; приносящий заслугу (см. Папа - пунья) — первый из группы этих актов, наряда с добродетельным по­ведением (см Шила) и медитацией (Щигха-никая III 218) Од­нако в отличие от названной добродетели, майтри являете: более интровертной, обозначая прежде всего внутреннее рас­положение «практикующего» по отношению к другим живым существам В этом отношении ей ближе каруна — «сострада­ние», но в последней, воспетой в «Бочхичарья-аватаре» Шан-тидэвы (7—8 вв. ) и других произведениях Махаяны, акценти­руется именно «сострадание» к страждущим, в то время как в майтри скорее «со радование» с другими существами Добродель майтри почитается во всех трех основных индий­ских религиях. В «Законах Ману» (VI В) она входит в список основных добродетелей и котором занимает третье место пос­ле изучения Веды и скромности и предшествует вниманию. В «Йога сутрах» (I 33) майтри-дружелюбие названо первым из средств очищения сердца (вместе с состраданием симпа­тической радостью и беспристрастием) По толкованию Вьясы, в отличие от сострадания, которое испытывают по отно­шению к несчастным сорадование обращено к счастливым живым существам, а Вачаспати Мишра уточняет, что маитри — это добросердечность (саухарда), устраняющая следы зависти В «Таттвартхадхигама-сутре» идет первой в списке полезных упражнений для души, следующим за начальным «обетом» - вратой (VII 6) Специально концепция майтри разрабатывалась в буддизме В поучениях Будды она определяется как одно мл средств очищения сердца (Дигха-никая I.251, Самъютта-никая II 265, Ангуттара-никая IV 150) Определение майтри представлено в «Висуддхимагге» Буддхагхосы. Дружелюбие опирается на размышление «Подобно тому я желаю сво­его благополучия и люблю себя, также обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы» Маитри — духов-: упражнение, необходимое рати достижения высших не при котором культивируемая благожелательность обращается (в порядке возрастающей сложности ее реализации) на людей дорогих нейтральных недорогих и на врагов. «Воспитывать» же сострадательное сердце — значит желать, чтобы все существа достигли состояния счастья мира и благополучия. Конечная задача — достижение «безграничного дружелюбия» Культивирование данного состояния описывается как процесс длительный и сложный В «Дашабхумике», специально посвященной десяти ступеням совершенства бодхисатвы указывается что бодхистава «пронизывает» всю вселенную своим умом и сорадованием обладая безграничной свободой от ненависти, зависти и враждебности к какому либо живому существу Тем не менее майтри здесь — не цель, но скорее средство достижения высших, «транс этических» состо­яний.




 

Поиск по сайту