Макиавелли


МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3 мая 1469, Фло­ренция — 22 июня 1527, там же) — итальянский политичес­кий писатель, историк, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале. Неза­висимый в своих гражданских симпатиях и политических взгля­дах, Макиавелли не был сторонником Медичи, не стал он и приверженцем Савонаролы. После его падения в 1498 Маки­авелли начал активную политическую деятельность был из­бран секретарем Второй канцелярии, а позже — Совета Де­сяти, ведавшего дипломатией и военными делами. В течение 14 лет он выполнял поручения флорентийского правитель­ства ездил с посольствами в различные итальянские государ­ства Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе Опыт государственного человека и на­блюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке в после­дующем собственных политических и социальных концепции. В 1512 во Флоренции реставрирована власть Медичи, Макиавелли как сторонник республики был отстранен от дел и на год выслан из города. В начале 1513 он по подозрению в за­говоре арестован и подвергнут пытке. Вскоре, однако, был амнистирован и отправлен в свое именьице в Сант'Андреа. Здесь он начал работу над «Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия (1531) в конце того же года был создан трактат «Государь» (1532), обессмертивший его имя. Провозглашая в нем в качестве нормы политического действия принцип «цель оправдывает средства, Макиавелли считал при этой, что под­линной целью «нового государя» не может быть частный, су­губо личный интерес, но только «общее благо» и прежде все­го объединение Италии в сильное национальное государство. В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия, завершенных, по-видимому в 1516, Макиавелли доказывал преимущества и прочность республиканского образа правления. Здесь же при­мерами из истории Древнего Рима он обосновывал мысль о благотворности социальной борьбы для утверждения народ­ной свободы и могущества государства. Возникновение же са­мого государства, а также права, морали и даже религии он объяснял потребностями защиты людей от враждебных им сил природы и друг от друга, пользой для их совместной жиз­ни. Руководствуясь критерием пользы, с позиций итальянс­кого патриота он подвергал критике католическую ре лигию, не воспитывавшую в людях гражданские доблести и любовь к отечеству), обвинял папство, сделавшее невозможным государственное объединение Италии.

В последующие годы Макиавелли написал поэму «Золотой осел» (1349), «Сказку об архидьяволе Бельфагоре» (1549), комедию «Мандрагора» (1524), трактат «О военном искусстве», «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (1532). В 1520 Макиавелли на­чал писать «Историю Флоренции» ( 1 532), положив в ее основу концепцию циклического развития и смены различных государ­ственных форм под влиянием постоянно происходящей борь­бы интересов, конфликтов общественных групп. Долгое время ему не удавалось вернуться к активной политической деятель­ности. Только в 1526 он был привлечен для организации обо­роны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла V. Однако его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики весной 1527 была отклонена Большим Советом. Ма­киавелли оказал огромное влияние на последующее развитие социально политической мысли в Европе.




 

Поиск по сайту