Маклюэн


МАКЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (21 июля 1911, Эдмонтон, Канада — 31 декабря I960, Торонто) — канадс­кий философ, литературовед, культуролог, первый и самый значительный теоретик электронных средств массовой ком­муникации, одна из наиболее ярких фигур общественной и интеллектуальной жизни США I960— 70-х гг. Выходец из «средних» слоев общества (отец — страховой агент, мать — ак­триса). Первоначально инженер (окончил Манитобский уни­верситет, в 1933 — бакалавр, в 1934 —магистр), а впослед­ствии и филолог по образованию (Кембридж, Тринити Кол­ледж, степень доктора филологии в 1942). Преподавал лите­ратуру в ряде университетов (1936—46), с 1947 — профессор литературы Торонтского университета. В публикациях этого периода Маклюэн сосредотачивается на исследовании твор­чества Г. К. Честертона, Т. С . Элиота, Д. Джойса, Э. Па-) унда и У. Б. Йитса. В 1950-х гг. интересы Маклюэна приобретают междисциплинарный характер. В 1953—55 он становится руководителем семинара по культуре и коммуникациям г. Торонто. Совместно с антропологом Э. Карпентером издает жур­нал «Эксплорейшнз», освещающий проблемы междисципли­нарных гуманитарных исследований. Уже в первой его книге «Механическая невеста. Фольклор индустриального человека («Mechanical Bride. Folklore of Industrial Man», 1951), по­священной проблемам рекламы и ее воздействия на рядового американца, практически была очерчена тематика, централь­ная для всех последующих, принесших ему мировую извест­ность произведений В фокусе его внимания — коммуникационные технологии, являющиеся основополагающими для становления и развития современного массового общества. В I960-х гг. Маклюэн становится одной из звезд американской поп культуры, «пророком из Торонто». В 1963— 79 он воз­главляет созданный им Торонтский Центр культуры и тех­нологии, постоянно читает лекции и курсы в различных уни­верситетах, выступает перед главами ведущих корпорации менеджерами, политиками в периодической печати (особенно известно обширнейшее интервью журналу «Playboy») и на телевидении. Консультирует корпорации, правительство и рели­гиозные круги.

В этот период выходят в свет самые известные, принесшие ему мировую славу книги «галактика Гутенберга» («The Guitеnbеrg Galaxy», 1962), «Понимая медиа: продолжения челове­ка. («Understanding Media The Extension: of Man», 1964), «Медиум — это Послание» («The Medium is the Message», 1967), «Война и мир в глобальной деревне» (war and Peace in the Global Village, 1968), а также ряд менее значительных работ («Hot and Cool». 1963, «Pro and Con», 1966. «Through the vanishing Point», 1968. «Culture is our Business», 1970). В после­дний год жизни Маклюэн попытался обобщить результаты своих исследовании и создать свод «законов медиа». Отчасти эта работа нашла свое отражение в изданной уже его сыном Эриком книге «Законы медиа» («Laws of Media». 1988).

Культурологическая позиция Маклюэна отчетливо представле­на уже в «Галактике Гутенберга», где изобретение печатного прес­са рассматривается в качестве основного условия возникновения нового типа ментальности и общественного устройства, ха­рактерных для индустриальной эпохи. В предшествующие эпо­хи, для которых системообразующими являлись такие технологии коммуникации, как устная речь и письменность, пре­обладал иной «сенсорный баланс», ориентированный на слух (даже в средние века манускрипты обычно зачитывались вслух) тактильность. Массовое распространение печатного слова при­водят к безусловному господству визуального восприятия над всеми иными видами сенсорного опыта, формирует особый тип человеческой индивидуальности, порождающий соответствую­щие общественные отношения, экономический уклад, науку, технику, культуру. В 20 в на смену ему приходят «электричес­кие» (электронные) средства общения, радикально преобразующие всю сферу межчеловеческих коммуникаций в направлении слияния изолированных друг от друга индивидов, наций и рас в единое коммуникационное сообщество. В результате планета превращается в «глобальную деревню». По Маклюэну обыч­ные средства связи и коммуникации являются технологическим «продолжением» (extension) различных человеческих органов. Средства же коммуникации электронного становятся «про­должением» нервной системы человека, технологически расши­ряющим последнюю за пределы органического тела. Подтверждением предвидениям Маклюэна стало бурное развитие информационных технологий, приведшее к возникновению принципиально отличной от прежних средств массовой комму­никации глобальной информационной сети Интернет. Представляя свои идеи, Маклюэн не пренебрегал возможно­стями искусства: его книги зачастую необычны по оформле­нию, яркий и броский коллаж текстовых и визуальных мате­риалов, осуществленный при содействии талантливейших ху­дожников, графиков и фотографов того времени, выступает тут коррелятом синкретичности мироощущения автора, его стиль чрезвычайно образен и метафоричен, предельно доход­чив даже для неискушенного читателя. Религиозная состав­ляющая ею творчества (Маклюэн принял католичество в 1937) отчетливо проявляется в трактовке им феномена коммуни­кационных технологий не как бездушно-механического ар­тефакта, а как Послания, смысл которого человечеству еще только предстоит разгадать.




 

Поиск по сайту