Нагарджуна


НАГАРДЖУНА (санскр. Naga-arjuna — Змей-древо) (150 до н. э.— 250) — основоположник маёхьямики, автор ее базисных, текстов. Причислен к просветленным существам, или бод-хисайипвам, махаяны и совершенным магам, или сиддхам, ваджраяны. О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 400 до 600 лет в подвигах во славу махаяны. Возможно, он был брахманского рода из Южной Индии, мастером философской полемики и медитации, творцом более дюжины религиозных и логико-диалектических произведений, хотя в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургам и т. д. В научной будцолотий Нагарджуну принято считать автором «Мадхьшжй-кйрытъ и доктркнально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались в полемике идеи ранней махаякы. В этих текстах (некоторые из них дошли до нас и на санскрите) использовались различные подхо-ды, в т. ч. и метод негативной диалектики, для передачи не-описуемости недвойственного Абсолюта через отдельные мадхьямиковские учения: о тождестве нирваны и сансары, о пустоте, об отсутствии во всеобщей относительности и взаимообусловленности независимой сущности, о двух истинах -условной и безусловной, о двух телах Будды, о двоякой практике Просветления — посредством накопления нравственности (пунья) и игауитивно-йогических знаний (джняна) и т. д. Труды Нагарджуны изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма, эта традиция продолжа-ется до сих пор в тибето-монголо-российском и в определенной степени в китайско-японском буддизме.




 

Поиск по сайту