Палингенесия


ПАЛИНГЕНЕСИЯ . 1) Первоначально в стоицизме означал «возрождение» мира после мирового пожара (экшоросис) (Хрисипп SVF II, 191,187; Боэт-стоик SVFIII, 263; Марк Аврелий II, 1: «периодическая палингене-сия всех вещей») и был синонимом др. термина для «вечного возвращения» — апокатастасиса, «восстановления»; такое употребление встречается у Прокла (комм, к «Тимею» 3, 241 Diehl). 2) Позднее термин «палингенесия» попал в сферу пифагорейского учения о метемпсихозе; впервые в значении «возрождения в новом теле» употребляется у Плутарха (De esu сагшшп 4,998с; De Is. 72, 379е, зачатки уже у Платона — Мёнон 81Ь); во множеств, числе — «инкарнации». Неопифагореец 2 в. н. э. Кроний, по свидетельству Не-месия Эмесского (О природе человека 3,117 Matthaei), написал трактат «О палингенесии» (сохранилось 11 цитат), причем палингенесией «он называет реинкарнацию» (Немесий). 3) В эллинистических мистериальных культах — «новое рождение» при посвящении в таинства (см. особенно 13-й трактат «Герметического корпуса»); палингенесия совершается при жизни и означает духовное обновление-возрождение, которому предшествует символическая смерть старого, греховного человека. К этому кругу идей восходит «купель нового рождения» (палингенесия в Новом Завете, Тит. 3, 5,— об обряде крещения); термин «палингенесия» применяется также и к воскресению (Матф. 19, 28); ср. также учение Оригена об апо-катастасисе. 4) В эпоху Возрождения палингенесия становится ключевым словом, выражающим программу воскрешения античной жизни, науки и искусства.




 

Поиск по сайту