Развитие


РАЗВИТИЕ — высший тип движения и изменения в при­роде и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (ме­ханизмом), источником, формами и направленностью. В соответствии с признанием многообразия форм существо­вания материи и сознания различают развитие неорганичес­кой материи (ее физической и химической форм), органичес­кой материи (ее биологической формы), социальной материи (ее общественно-экономической и политической форм) и со­знания (таких его форм, как наука, мораль, идеология, пра­восознание, религия и др.). Вместе с тем все эти различные типы развития характеризуются рядом существенных общих моментов и признаков касающихся в первую очередь, специ­фики самих развивающихся объектов. Если процесс измене­ния схватывает любые объекты, любые их стороны, то про­цесс развития — далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем стро­ении объекта, в его структуре, представляющей собой сово­купность функционально связанных друг с другом элемен­тов, отношений и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключений предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о развитии можно говорить лишь применительно к объектам с тем или иным (простым или сложным) системным строе­нием.

Будучи свойством лишь системных объектов, процесс разви­тия сам отличается определенной структурой (механизмом).

Рассматриваемый с этой точки зрения он представляет собой определенного рода связи между совокупностью составляю­щих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих, образующие процесса, отвечающие на вопрос «что раз­вивается?», представляют собой исходный пункт процесса, образующие, отвечающие на вопрос «во что развивается?», — результат процесса. Если механизм развития уподобить сово­купности разновеликих и разнонаправленных сил, то «отре­зок прямой», связывающий исходный пункт с результатом процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, крат­чайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в объекте преобразований, и одновременно вектором, указывающим направление этих преобразований. Условия процесса — это те составляющие объекта, которые обеспечивают превращение исходного пункта в результат, споспешествуя или препятствуя такому превращению. В ка­честве части механизма развития их следует отличать от т. н. конкретно-исторических условий процесса, которые связаны с внешними обстоятельствами «жизни» объекта и определя­ют внешнюю форму протекания развития. Развитие представляет собой не всякое, но лишь т. н. каче­ственное изменение в структуре объекта. Если учесть, что любая структура характеризуется тремя параметрами: коли­чеством ее составляющих; порядком их расположения друг относительно друга (ср., напр., структуры линейные и коль­цевые) и характером зависимостей между ними (ср., напр., структуры с различными типами отношений по линии «гос­подство — подчинение»), то развитие будет означать переход от структуры одного качества (с одним количеством, поряд­ком и типом зависимостей составляющих) к структуре друго­го качества (с иным количеством, порядком и типом зависи­мостей составляющих). Следовательно, процесс развития не совпадает лишь с изменением (ростом или уменьшением) чис­ла элементов структуры объекта и потому не может быть изоб­ражен как движение от структуры с п элементами к структу­ре с п и т элементами. В процессе развития элементы струк­туры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определенных границах общее число их может оставаться по­стоянным. Кроме того, качественное изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения их количества, напр., за счет изме­нения функций старых элементов, характера отношений меж­ду ними и т. д. Главное же, в силу системного характера раз­вивающегося объекта, —• возникновение или исчезновение в его структуре какого-либо составляющего никогда не равно только количественному изменению, простому прибавлению или вычитанию «одного», но ведет к возникновению мно­жества новых связей и зависимостей, к преобразованию ста­рых и т. д., т. е. сопровождается более или менее серьезным субстанциональным и/или функциональным преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом. Структуры объекта в исходном и результирующем пунктах развития суть определенные состояния развивающегося объ­екта, ограниченные во времени, т. е. исторические состояния. Стало быть, процесс развития, взятый с точки зрения его ме­ханизма в целом, есть ряд исторических состояний объекта в их переходах от одного к другому, от предшествующего к пос­ледующему. Это означает, что развитие протекает во време­ни. Вместе с тем оно не тождественно понятию «ход време­ни». И потому, что в определенных границах течение време­ни может не сопровождаться качественными изменениями в объекте (ср. ситуации, когда «время остановилось»), и пото­му, что в одни и те же промежутки времени различные объек­ты могут проходить в своем развитии неодинаковые «рассто­яния». Иными словами, развитие того или иного объекта яв­ляется функцией не объективного хода времени как такового но жизнедеятельности самого объекта. В отличие от движе­ния, изменения, которые могут вызываться действием и вне­шних по отношению к движущемуся объекту сил, развитие представляет собой самодвижение объекта — имманентный процесс, источник которого заключен в самом развивающемся объекте. Согласно гегелевской и марксистской философии развитие является продуктом борьбы противоположностей борьбы новых и старых составляющих объекта и являет со­бой процесс преодоления, «снятия» одних противоречий и их замещения иными, новыми.

Процессы развития характеризуются большим разнообрази­ем конкретных видов и форм. Это обусловлено как различ­ной общей природой развивающихся объектов (напр., био­логической и социальной), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, развитие может приобретать форму превращения одного объекта в другой (ср. переход политической системы общества от тоталитаризма к демок­ратии), дифференциации объекта (ср. процесс дивергенции биологии), подчинения одного объекта другим (ср. процесс ассимиляции в истории культуры) и т. д. На предельно высо­ком уровне генерализации среди всех процессов развития тра­диционно различают две взаимосвязанные друг с другом фор­мы: эволюцию и революцию. Первая — это медленные, по­степенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта; вторые — внезапные, резкие, скачкообразные изме­нения. При этом, согласно тому же традиционному понима­нию вещей, эволюция нередко подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею; а революция, напротив, сме­няется новыми эволюционными изменениями. Вместе с тем недостаточность данной дихотомии вполне очевидна. Во вся­ком случае в нее не вписывается новейший опыт историчес­ких преобразований в России. В этой связи названные фор­мы развития должны быть дополнены, по-видимому, еще од­ной, отмечающей качественные изменение не просто струк­туры объекта, но самой его глубинной природы, его сути. В жизни общества — это смена исторических цивилизаций, дли­тельные процессы изменений, включающие в себя как эво­люционные, так и революционные формы и потому не могу­щие быть приравнены ни к тем, ни к другим как таковым. Наконец, всякое развитие имеет ту или иную направленность Переход от одного состояния объекта к другому не есть бес­конечное повторение пройденного, не есть движение по кругу хотя исторически позднейшие этапы в жизни объекта, как правило, включают в себя немало моментов, присущих пред­шествующим этапам. По своему доминирующему вектору раз­витие может совпадать с поступательным движением к более развитому и совершенному состоянию объекта или с движе­нием в противоположном направлении. В этом смысле гово­рят о прогрессивном и регрессивном развитии объекта, или о восходящей и нисходящей линиях его развития. Согласно гос­подствующим в философии представлениям, развитие мате­рии и сознания, взятое в целом, представляет собой беско­нечное движение по восходящей спирали, движение хотя и противоречивое, включающее в себя отступления, возвраще­ния назад, но в принципе отличающееся все же скорее про­грессивной направленностью — идет от форм простых к фор­мам сложным, от систем низших, примитивных к системам высшим, высокоорганизованным. Вместе с тем некоторые философские школы не разделяют подобных взглядов, про­тивопоставляя им идеи исторического круговорота (А. Тойн-би) или эсхатологическую картину «конца мира» (О. Хаксли). Идея развития находит свое выражение в принципе историз­ма и в этой связи является одной из центральных идей в ис­тории философии, естествознания и обществоведения.




 

Поиск по сайту