Развитие


РАЗВИТИЕ — необратимое, поступательное изменение предме­тов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В древней философии не существовало понятия развития как такового, и прежде всего это было связано с циклическим пониманием времени. Пред­полагалось, что все изменения совершаются с постоянными возвращениями к исходному состоянию и возобновлением движения по кругу. Любая начальная точка движения, т. о., становилась одновременно и его конечной точкой. Такому движению не свойственны ни необратимость, ни поступатель­ность, поэтому оно не может характеризоваться как разви­тие. К циклическому образу движения древние мыслители прибегали с целью вычленить порядок в природном мире (вра­щения небесных светил, смена времен года, биологические циклы) и с целью привнести аналогичный порядок в духов­ный и социальный мир человека. Предполагалось, что все процессы и в природе, и в обществе совершаются по некото­рой единообразной, неизменной программе. В Новое время понятие линейного времени и соответственно понятие развития стали доминирующими, что было свя­зано с утверждением философии, обосновывавшей саму воз­можность научного мышления (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте). Научное мышление предпо­лагает движение мысли от субъекта к все более глубокой сущ­ности предмета, который противостоит субъекту, существует независимо от него. Поэтому знание о нем должно быть мак­симально освобождено от всего субъектного, случайного, свя­занного с личностью ученого, с ситуацией генезиса знания. Содержание научного знания (в идеале) определяется исклю­чительно предметом исследования, именно этим обеспечива­ется его объективность и истинность. Достижения отдельно­го ученого включаются в дедуктивный ряд развития научно­го знания, которое происходит поступательно, прогрессивно, необратимо, причем каждая последующая ступень включает в себя предыдущую в снятом виде. Философское осмысле­ние возможности такого рода движения в наиболее завершен­ной форме дается в философии Гегеля, в его диалектической концепции. Понятие «снятие» является для Гегеля одним из наиболее важных, в нем предполагается, с одной стороны, преодоление, устранение прошлого, а с другой — сохране­ние его как момента более развитого нового целого. В по­зитивизме 19 в., прежде всего у О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера, обосновывается научный подход к изучению про­цесса развития. Вслед за А. Тюрго, М. Кондорсе, К. Сен-Си­моном позитивисты подчеркивают прежде всего прогрессив­ность развития человеческой мысли и общества. Причем за образец берется развитие научного знания, где особенно отчетливо просматриваются такие характеристики раз вития, как поступательность, необратимость, прогрессивность Особен­ности развития науки переносятся и на развитие с общества в целом.

В 19 в, прежде всего благодаря эволюционной теории Ч. Дар­вина, идея развития стала доминирующей и в естествознании Проблема вида лежит в основе теории эволюционного раз­вития Дарвин констатирует факт случайной изменчивости, причины которой остаются неизвестными, но которая дела­ет возможным естественный отбор Вид, реальная стабиль­ность которого не отрицается, может изменяться под давле­нием среды Однако для того, чтобы изменения вида могли произойти, нужен длительный период времени, история Земли должна быть достаточно долгой К моменту oпy6ликования Дарвином «Происхождения видов» (1859) знания времени возникновения Земли и Вселенной были весьма смутными, их возраст определялся где-то в несколько тысяч лет Но гео­логи уже начинали говорить о больших сроках существова­ния Земли, и Дарвин воспользовался этими данными Преж­де всего он опирался на теорию геологической эволюции Ч Лайеля, где Земля была представлена в ее достаточно дли­тельном историческом развитии.

К концу 19 в идея развития (прежде всего в ее эволюционной форме) прочно внедрилась в концепции истории общества, на­учного знания, органического и неорганического мира Осо­бенностью эволюционных концепций 19 в было отсутствие интереса к началу, источнику процесса развития, к проблеме его генезиса В теории Дарвина нет объяснения источника воз­никновения изменений, которые делают возможным есте­ственный отбор В эволюционной геологической теории Лай­еля отсутствует интерес к точке возникновения Земли, глав­ное внимание обращено на факт изменения геологических пластов в ходе исторического развития В истории общества подчеркивается преемственность и традиции, эта история «спи­сывается» с развития научных идей, где их генезис, источник возникновения, творческий акт, связанный с личностью уче­ного, выносится за пределы развития и не анализируется ло­гически Революционные ситуации если и признаки ся как не­который эмпирический факт, то в концепцию развития вклю­чаются в качестве эволюции или как «поглощаемые» эволю­цией путем поиска все новых и новых предшественников, или как убыстренное во много раз эволюционное развита е, или как начало развития, но отодвигаемое в бесконечно далекое про­шлое В области истории науки особенно искусным в деле ло­гического «выравнивания» процесса развития естествознания и исключения из него революций был П Дюгем Такое отсут­ствие потребности в логическом анализе силы, порождающей развитие, сродни понятию силы в механике Ньютона, где сила порождает движение, но рассчитывается только по своему ре­зультату Точно так же творческая сила ума ученого включает­ся в развитие научных идей только своими результат ами, сама по себе она остается за пределами логического анализа, и по­явление биологических изменений создает возможность есте­ственного отбора и возникновения новой линии развития, но генезис новых признаков как таковых не анализируется, ва­жен результат, наличие изменчивости. В 20 в ситуация радикально меняется И в философии, и в естествознании первостепенное значение придается анализу оснований, начал развития В связи с этим тщательному ана­лизу подвергаются революции в истории, прежде всего в ис­тории науки Если раньше то или иное понимание эволюции предопределяло и соответствующее истолкование революции, то теперь наоборот в зависимости от того, как понимается революция, дается та или иная интерпретация эволюцион­ного периода в развитии науки Если в ходе научной револю­ции новая парадигма создается полностью и целиком (Т Кун), то на долю эволюции приходится деятельность нетворчес­кая, реализуемая строго в рамках господствующей парадиг­мы Если в ходе революции возникает лишь проект новой те­ории или научно-исследовательской программы (И Лакатос), то в эволюционный период реализуются заложенные в ней возможности по ее реализации, совершенствованию, и науч­ная деятельность вполне может носить творческий характер. Переосмысление понятий эволюционного развития и рево­люций связано и с трансформациями в понимании времени В экзистенциализме, феноменализме, постпозитивизме тол­кование времени как линейного и поступательного в своем течении отступает на задний план и первостепенное значение приобретает понятие «теперь», включающее в себя и прошлое, и будущее По словам М Хайдеггера, «присутствие «есть» свое прошлое по способу своего бытия, которое всякий раз «сбы­вается» из его будущего» (Хайдеггер М Бытие и время М , 1997, с 20), «сущее в его бытии схвачено как «пребывание», т е оно понято в виду одного определенного модуса време­ни, «настоящего»» (там же, с 25) При таком понимании вре­мени понятие развития как движения от прошлого через на­стоящее к будущему даже в истории отступает на задний план Научное знание (эволюция которого в 19 в служила некото­рой моделью для написания истории общества в целом) во 2-й пол 20 в истолковывается не столько как выстроенное в дедуктивный ряд развития, сколько как образующее неко­торую целостность вместе с социальными, личностными, пси­хологическими, экономическими и прочими моментами в рамках конкретного, индивидуального события Это событие втягивает в свое «теперь», в свое настоящее, как в воронку, и прошлое, и будущее Развитие некоторой научной идеи, в том его понимании, как оно сложилось в 19 в , присутствует в ка­честве одной из составляющих изучаемого события Аналогичные процессы происходят и в биологическом зна­нии Внимание исследователей обращается на факт возник­новения изменений как начала, генезиса любой трансфор­мации видов К середине 20 в создается синтетическая тео­рия (Э Мэйер, Т Добжанский, Г Симпсон), которая в центр своего внимания ставит генетические изменения, мутации Мутационные изменения происходят случайно, непредска­зуемо и, чтобы лучше понять их природу, авторы теории пе­реходят от морфологической концепции вида, основанной на понятии типа, к биологической концепции, основанной на понятии популяции Популяция образуется совокупностью индивидов, живущих в одном и том же месте, в одинаковых условиях внешней среды и способных к воспроизводству Внимание обращается не на линейное воспроизводство пред­ставителей одного и того же вида из поколения в поколение, а на совокупность особей, сосуществующих в рамках популя­ции и способных накопить незначительные, случайные гене­тические изменения, передающиеся по наследству Мутации и изменчивость встречаются в таких популяциях достаточно часто, и при случайности спаривания создается неистощимое генетическое разнообразие, что позволяет говорить о тенден­ции к уникальности каждой особи Линейное развитие во вре­мени как предмет исследования уступает место точке мута­ционного генетического изменения.

В физике и космологии 20 в все более пристальное внима­ние уделяется моменту начала Вселенной Огромное значение имеет установление самого факта расширения Вселенной на базе космологических уравнений Эйнштейна и данных красного смещения в спектрах галактик. Учеными проводят­ся интенсивные исследования, теоретические и эксперимен­тальные, касающиеся первоначального состояния материи. Новые открытия в области физики тесно связаны с космо­логией, прежде всего с исследованием самых ранних этапов эволюции Вселенной. Физики и космологи все ближе подхо­дят к началу Вселенной, наука продвинулась далеко в преде­лы первых двухсот секунд, в течение которых должен был осуществиться синтез водорода, дейтерия, трития и гелия. Как и в истории и биологии, в физике и космологии внимание ис­следователей переключается на начало эволюции, на генезис Вселенной. В отличие от 19в., интерес представляет не столько сам процесс развития, сколько его генезис, причина, источник.

Такого рода тенденции нашли отражение и в синергетике И. Пригожин вводит понятие бифуркаций — точек, вблизи которых в системах наблюдаются значительные флуктуации, изменения; осуществляется переход от равновесных систем к неравновесным, от повторяющегося и общего к уникально­му и специфичному. Вдали от равновесия наблюдаются прс -цессы самоорганизации. «Небольшая флуктуация может по­служить началом эволюции в совершенно новом направле­нии, которое резко изменит все поведение макроскопичес­кой системы» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М, 1986, с. 56). Внимание в синергетике сосредоточено на точке начала, возникновения, генезиса эволюционного про­цесса, при этом то или иное толкование начала порождает и соответствующее понимание развития.

Тэги:



 

Поиск по сайту