Развитие социализма


"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НА­УКЕ» (Die Entwicklung des Sozialismus von der Utopie zur Wissenschaft) — работа Ф. Энгельса, которая впервые oпуб­ликована в трех номерах французского журнала «La revite socialiste» и в виде отдельной брошюры в 1880 в Париже, нa языке оригинала впервые издана в 1882 в Цюрихе. Представ­ляет собой несколько скорректированные извлечения из кни­ги «Анти-Дюринг» — введения и первых двух глав раздела «Социализм». Сделана по просьбе П. Лафарга для популяри­зации идей научного социализма во Франции. Но уже в 19 в. была переведена на десять языков и получила широкое рас­пространение. Содержательным дополнением к основному тексту является написанное автором введение к английскому изданию 1892.

Идеи социализма появились одновременно с первыми рост­ками капиталистических отношений как теоретическое выра­жение интересов нарождающегося пролетариата. Создатели социалистических учений отрицали социальное неравенство, деление общества на богатых и бедных и стремились «осчас­тливить» человечество, предлагая утопические проекты буду­щего идеального общества, основанного на принципах равенства (см. Равенство социальное) и справедливости. Энгельс особо выделял великих социалистов-утопистов — К. А. де Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, в работах которых присутство­вали и острая критика буржуазного общества, и гениальные предвосхищения будущего. Они отвергли обещанное просве­тителями «царство разума», которое обернулось царством бур­жуазии. Они критиковали его во имя установления нового «царства разума», но теперь уже на основе социалистических идеалов. Утопический социализм (см. Утопизм социальный) отражал незрелость капиталистических отношений, неразви­тость противоречий между его основными классами — про­летариатом и буржуазией.

С дальнейшим развитием капитализма и борьбы классов по­явилась возможность и потребность поставить социализм на реальную почву, превратить его в научную теорию, которая бы давала пролетариату сознание его собственных интересов и служила ему руководством к действию. Кроме утопическо­го социализма в формировании научного социализма важную роль сыграло обращение к достижениям немецкой класси­ческой философии и в особенности к гегелевской диалекти­ке, материалистическая интерпретация которой открыла пер­спективу трактовки истории как закономерного процесса раз­вития. Теоретический фундамент научного социализма зало­жили два великих открытия К. Маркса — материалистическое понимание истории и теория прибавочной стоимости. Соци­ализм теперь предстал не как случайность, а как необходи­мый продукт развития капиталистического общества и клас­совой борьбы буржуазии и пролетариата, сами условия бытия которого делают осуществление социализма исторической миссией пролетариата. Научный социализм исходил из того, что развитие фундаментального противоречия капитализма между общественным характером производства и частной формой присвоения, проявляющегося в виде антагонизма между пролетариатом и буржуазией и других противоречий этого общества определяет исторические пределы капитали­стической системы. Социализм начинается с превращения средств производства в общественную собственность и уста­новления соответствующего их характеру способа присвоения. Материальные предпосылки для этого переворота создаются высоким развитием производительных сил, делающим излиш­ним существование классов. Конечной целью социализма яв­ляется уничтожение классов, ведущее к отмиранию государ­ства, утверждение контроля людей над их собственными об­щественными отношениями, полное и свободное развитие каждого члена общества. Это будет скачком человечества из царства необходимости в царство свободы. В отличие от уто­пического, научный социализм не рисовал конкретных кар­тин будущего. Он формулировал лишь принципы, на кото­рых оно может основываться.

Маркс назвал работу Энгельса введением в научный социа­лизм. На ее основе в течение многих десятилетий изучались и излагались идеи научного социализма. Не все из них оправ­дались — они также несут на себе печать своего времени.




 

Поиск по сайту