Саманья


САМАНЬЯ (санскр. samanya — общее) — понятие индийс­кой философии, часто интерпретируемое как общее, или ро­довое, свойство, а также как универсалия, или род, одна из категорий (падартха) вайшешики. Трудности в переводе тер­мина «саманья» во многом вызваны отсутствием в текстах вай­шешики четкой семантической границы между саманьей как универсалией и саманьей как обозначением «общего» в про­тивоположность «особенному», «специфическому» В послед­нем случае саманья выступает в паре с вишеша, образуя би­ном взаимоотносительных понятий «общее—особенное», «универсальное—индивидуальное», «род—вид» Если оппози­ция саманьи и вишеша лежит в границах самой идеи универ­салии, реальную оппозицию саманья как универсалии состав­ляет антья вишеша — «предельные различители», выступаю­щие основой индивидуальности вещей. Саманья служит основанием обобщающего знания, т. е. «включения» (анувритти) того или иного объекта в извест­ный класс на основании присутствия в нем определенного признака этого класса Однако не ментальный акт включе­ния или подведения под общее понятие конституирует об­щее между разными объектами, а, наоборот, это общее слу­жит основанием для осуществления данного ментального акта

Вайшешика признавала два типа саманъи — высший и низ­ший, которые различаются своим «объемом» Высшая уни­версалия одна, поскольку включает все объекты только на том основании, что они существуют, число же низших не под­дается исчислению Низшая универсалия отличается от выс­шей еще и тем, что она может служить основанием не только идеи включения разных вещей в один класс, но и идеи ис­ключения (vyavrtti) вещей этого класса из других классов Пра­шастапада приводит в пример универсалию субстанциально­сти (dravyatra), которая служит основанием, с одной сторо­ны, для объединения в один класс земли, воды и других субстанций, а с другой — для исключения из него качеств и дей­ствий. См также Универсалии в индийской философии.




 

Поиск по сайту