Самарин


САМАРИН Юрий Федорович [21 апреля (3 мая) 1819, Пе­тербург— 19(31) марта 1876, Берлин] — русский философ-славянофил, историк, общественный деятель Окончил сло­весное отделение философского факультета Московского университета (1838). В 1844 защитил в Московском универ­ситете магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Фео­фан Прокопович» Молодой Самарин испытал сильное вли­яние гегелевской философии Перемена в его мировоззрении произошла в результате сближения с ведущими славянофи­лами (в 1839 с К. С. Аксаковым, затем с А.С.Хомяковым и братьями Киреевскими). В 1846—54 находился на правитель-ственной службе. В 1859 играл ведущую роль в работе Ре­дакционных комиссий, готовивших программу реформ. В даль­нейшем принимал активное участие в реформах был одним из организаторов и лидеров земского движения в 1862—64, в 1864 участвовал в земельной реформе в Польше, с 1866 со­стоял гласным Московской городской думы и губернского земского собрания. В 1869 избран почетным членом Мос­ковского университета, в 1872 — Духовной академии. Отношение Самарина к крестьянскому вопросу было связа­но с его общим пониманием своеобразия русской истории. Считая крепостное право «страшной случайностью», «побоч­ным» итогом развития российской государственности, он был убежден, что крестьянская реформа отвечает национальным интересам, интересам всех слоев общества. Чтобы реформа действительно обрела национальный характер, она должна способствовать сохранению и укреплению крестьянской об­щины В 1870-е гг. Самарин вступает в полемику с представи­телями дворянского конституционализма (Р. А. Фадеевым и др), доказывая, что «игра» в парламентаризм в России мо­жет привести в конце концов к господству аристократичес­кой олигархии и еще более интенсивной эксплуатации народа. В своей философской антропологии Самарин в целом следо­вал принципам философии «соборности» Хомякова и учения о «цельном знании» И. В. Киреевского. Критикуя рациона­лизм, Самарин утверждал, что последнему может противосто­ять только христианская философия, согласно которой пол­ная и высшая истина дана не одной способности логическо­го умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, «духу в его живой цельности».




 

Поиск по сайту