Самоопределение


САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — право населения той или иной страны самостоятельно определять свою политическую и эко­номическую системы.

Эта проблема связана с правом на самоопределение наций, понимаемым как предоставление проживающим на опреде­ленной территории нациям права самостоятельно решать, в каком государственном образовании они намерены жить Ос­трота данной проблематики связана с тем, что готовность на­ций создать самостоятельное государство зачастую приводит к выделению их из уже существующих территориальных об­разований. Поэтому при реализации данного права самооп­ределяющиеся нации неизбежно вступают в конфликт с др. нациями, с которыми они раньше сосуществовали в рамках единого государства, а также с центральным руководством последнего.

Право наций на самоопределение закреплено в Декларации Генеральной ассамблеи ООН о предоставлении независимос-ти колониальным странам и народам от 14 декабря 1960, а также в международном Пакте о гражданских и политичес­ких правах и международном Пакте об экономических, соци­альных и культурных правах, принятых Генеральной ассамб­леей ООН в 1966. В то же время в официальных документах ООН признается и право на территориальную целостность существующих стран. Данное противоречие фактически ос­тавляет за полиэтническими странами право самостоятельно решать данную проблему, при этом позиция международного сообщества зависит от политических интересов в возникаю­щих конфликтах наиболее влиятельных государств». Новейшая политическая история показывает, что процесс ре­ализации права наций на самоопределение достаточно болез­ненный — мирным путем данные проблемы разрешались крайне редко. Примером последнего может служить распад Чехословацкой федеративной республики: после выборов в представительные органы власти республики в июне 1992, ко­торые фактически стали референдумом по поводу будущего государственно-территориального устройства ЧССР, в Сло­вакии победу одержало «Движение за демократическую Сло­вакию», выступившее за создание конфедеративно го государ­ства и международную правосубъектность Словакии. Слова­ки тем самым четко заявили о своем желании создать соб­ственное государство, после чего Федеральное собрание ЧССР приняло ряд законов, закрепляющих это волеизъявление, и с начала 1993 страна распалась на две части — Чехию и Сло­вакию. Относительно мирным был и выход Македонии из со­става народной республики Югославии. Желание македонцев иметь самостоятельное государство было выявлено на рефе­рендуме 1991, на основании итогов которого парламент рес­публики объявил о ее независимости. Через два года страна была принята в ООН.

В то же время выход др. республик из состава Югославии в нач. 90-х гг. был гораздо драматичнее и стал одним. из наи­более кровавых способов реализации права наций на само­определение. Так, в ответ на принятие Словенией деклара­ции о независимости в республику были введены войска юго­славской народной армии, что спровоцировало вооруженные столкновения. В Боснии и Герцеговине по поводу будущего данной территории проблема самоопределения приняла ха­рактер внутреннего конфликта между тремя основными эт­носами, проживающими в республике: славянами -мусульма­нами, сербами и хорватами. Разногласия между боснийскими общинами привели к началу военной конфронтации. Вопрос о самоопределении балканских народов до сих пор окончательно не закрыт — в последнее время основной ли­нией напряжения стало требование широкой автономии со стороны албанцев, проживающих на территории Союзной республики Югославии, образованной путем объединения Сербии и Черногории в 1992.

Для России проблема реализации права наций на самоопре­деление также стоит достаточно остро и нередко проявляет-ся в виде претензий на выход национальных республик из со­става федерации. Пример — Чеченская республика.

Аналогичные проблемы существуют и в других странах — наи­более ярким примером является канадская провинция Кве­бек, франкоязычное население которой требует выхода из состава Канады. В августе 1998 Верховный суд Канады опре­делил правила выхода провинций из состава федерации, ко­торые в канадской Конституции не оговорены. По мнению судей, вышеупомянутые нормы международного права не дают Квебеку право на провозглашение независимости в од­ностороннем порядке, поскольку квебекцы не являются уг­нетенным или колонизированным народом. Однако, счита­ет суд, если подавляющее большинство населения провин­ции выскажется за независимость, то федеральное правитель­ство и др. провинции. Канады обязаны начать переговоры об отделении Квебека. При этом должны быть учтены интере­сы федерального центра, всех провинций Канады и нацио­нальных меньшинств — ведь в провинции проживает значи­тельное число индейцев. Т. о., решение проблемы независи­мости Квебека пока проходит относительно мирно.




 

Поиск по сайту