Табу


ТАБУ — установление, состоящее в строгом запрете действий по отношению к определенным вещам, людям, явлениям. Запретным и опасным, с точки зрения табу, является не­упорядоченный контакт между священным и повседневным (напр., запрет прикосновения к вождю). Наряду со священ­ным табуируется также нечистое (напр., труп, менструальная кровь и т. д.). Согласно В. Вундту, табу — самый древний не­писаный моральный кодекс человечества. По выражению Фрейда, «табу древнее богов». Для Э. Дюркгейма различие между мирским (профанным) и священным представляет со­бой краеугольный камень религии, продуцирует групповую солидарность. А. Рэдклифф-Браун утверждал, что ориенти­рованное на табу поведение выражает и подкрепляет чувства и ценности, важные для поддержания общества. Согласно Фрейду, феномены, сопровождающие табу (немотивирован­ность запретов, внутреннее принуждение в их исполнении, способность к переносу на других людей, наличие церемо­ний и ритуалов), сходны с симптомами невроза навязчиво­сти, а потому могут быть истолкованы как проявление амби­валентности чувств к священному (или нечистому) человеку или предмету. По М. Дуглас, табу фокусируется на том, что двусмысленно с точки зрения категорий культуры. Табу за­крепляет эти категории, освящая и определяя границы меж­ду ними. Обращая внимание на явления ритуального нару­шения этих границ, она приходит к выводу, что установки на нарушение табу в социальной жизни свидетельствуют о воз­можности для тех, кто осуществляет это нарушение, служить посредниками между социальной и иными реальностями. В своих конкретных выражениях в примитивных культурах табу тесно связано с тотемизмом. Это касается прежде всего табу инцеста, выражающегося в экзогамии, и табу на убийство то­темного животного. В настоящее время табу рассматривается как универсальный феномен, имеющий место и в современных обществах и выполняющий в них те же самые функции.




 

Поиск по сайту