Тай Цзи


ТАЙ ЦЗИ (кит. — Великий предел) — категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бы­тия, антонимичная категории «у цзи» — «Отсутствие преде­ла», «Беспредельное» или «Предел отсутствия/небытия». Об­щий для обоих антонимов иероглиф «цзи» несет понятие пре­дела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: «край» («оконечность», «полюс», «конец крыши») и «центр». Термин «тай цзи» впервые встречается в «Чжоу и» («Си цы чжуань»), где сказано, что изначальные и универ­сальные «перемены имеют тай цзи», из которого путем пос­ледовательного удвоения рождаются сначала «два образца» — инь ян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская тра­диция трактует тай цзи как синоним тай чу («Великого нача­ла»), тай и («Великого единого») и дао, т. е. обозначение ис­ходно-целостного, хаотически-недифференцированного со­стояния мирообразующей «пневмы» (ци), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.), чтобы подчерк­нуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил тай цзи альтернативным понятием «тай сюань» («Великая тайна»), которому посвятил специальное сочинение — «Тай сюань цзин» («Канон Великой тайны»). Мыслителями фи­лософского течения сюань сюэ, в т. ч. Ван Би, тай цзи отож­дествлялся с «отсутствием/небытием» (см. Ю—у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленни­кам объяснил суть тай цзи с помощью понятия «юань ци» — «изначальная пневма». В основополагающем для неокон­фуцианства лапидарном трактате «Тай цзи ту шо» («Изъясне­ние плана Великого предела») Чжоу Дуньи сопряг тай цзи с понятием «у цзи», восходящим к «Дао дэ цзину», где оно оз­начает неисчерпаемую первозданность или «Предел отсут­ствия/небытия». Описав космогенез как следствие движения самого тай цзи, Чжоу Дуньи фактически положил начало трак­товке последнего китайской традиционной наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань истолко­вал сопряжение у цзи и тай цзи как отношение соответствен­но первичного и вторичного, а Чжу Си — как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех «прин­ципов» (ли), единая и одновременно присутствующая в каж­дом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен использовал термин «тай цзи» для передачи западного понятия «эфир» (итай). Существует предположение, что известное ныне гра­фическое изображение тай цзи в виде т. н. монады, т. е. тем­ного и светлого зародышей (или «рыбок»), соединенных в кру­ге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7—8 вв под влиянием буддийских мандал. С[емология тай цзи обрела развернутое оформление у Чжоу Дуyьи и впос­ледствии играла важную роль в традиционной науке Лит.: Кобзев А И Учение о символах и числах в китайа ой класси­ческой философии М , 1994, Чжан Даинянь Чжунго ча эсюэ даган (Основоположения китайской философии) Пекин, 19*2, с 25, 38, Ли Дэюн Ван Фучжи лунь тай цзи (Ван Фучжи о тай цз!) — «Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань)», 1982, № 6, Чжэн Ланьгэн. Тай цзи — «Чжунго чжэсюэ яньцию», 1986, № 3, Гэ Жунцзинь Чжунго чжэ-сюэ фаньчоу ши (История категорий китайской филоесфии) Хар­бин, 1987, с 39-57

Тэги:



 

Поиск по сайту