Тань Сытун


ТАНЬ СЫТУН (Тань Фушэн) (10 марта 1865, Пекин -28 сентября 1898, там же) — китайский философ, поэт, один из лидеров реформаторского движения кон 19 в Организа­тор «Южного общества просвещения», руководитель Школы математики и естественных наук в г. Люян (1895), главный ре­дактор газеты «Сянбао» Участвовал в подготовке реформа­торами свержения дворцовой группировки противников ре­форм (1898) После провала заговора казнен. Создал утопическую философскую систему, источниками ко­торой послужили идеи конфуцианства, некоторые буддийс­кие концепции (в частности, Хуаянь школы) и доктрины ин­дийской философии, а также отдельные элементы западной общественной и естественно-научной мысли, взгляды пер­вых китайских реформаторов (Вэй Юань, Гун Цзычжэнь) Как высший авторитет почитал Конфуция, но полагал, что его уче­ние необходимо «преобразовать на современный лад» Вы­соко оценивал учение Чжуан-цзы Из неоконфуцианских (см Неоконфуцианство) мыслителей выделял Ван Фучжи и Хуан Цзунси (17 в) Считал, что многие доктрины Лао-цзы вос-питали в соотечественниках 6езынициативность. Осуждал уче­ние Сюнь-цзы как способствовавшее укреплению авторитар­ной власти, «притеснению и обузданию народа» Мир в утопии Тань Сытуна представал в образе некоего аб­страктного «равного» (кит. пин дэн, санкер сама — единство «тела Будды»), что подразумевало всеобщую взаимосвязь и взаимопроницаемоетъ явлений, отсутствие их иерархичности и, как следствие, космическое единство, всеобщее равенство «Равное», по Тань Сытуну, «не рождается и не умирает», но одновременно «и рождается, и умирает», это всеобщий ми­ровой закон и самая совершенная ступень мирового разви­тия Оно телесно (материально), но по мере совершенство­вания мира «может стать духовным» Более зримым и реаль­ным воплощением «равного» является духовное «объединя­ющее» (тун) начало, которое проявляется через еще более конкретное «гуманное» (жэнь) Последний конфуцианский термин Тань Сытун понимал как «единство я и не-я», «един­ство я с мировым телом» «Средством объединяющего», ус­ловием всеобщего единства служит единая субстанция — итай (эфир) Мировой прогресс представлялся Тань Сытуну вос­хождением к «равному», тождеством духовности — вплоть до того, что «все живое, в т ч сама Земля, в конце концов рас­станется со своей телесной оболочкой» Переломный момент в мировоззрении Тань Сытуна совпал с поражением Китая в войне с Японией (1894—95) Вдохнов­ляясь примером крестьянской войны тайпинов, Тань Сытун обосновывал моральное право на уничтожение тех, кто при­чиняет страдания народу Он хотел видеть Китай технически оснащенным, свободным от устаревших конфуцианских мо­ральных норм, мечтал о торжестве принципа полного равен­ства Политика реформ, по Тань Сытуну, должна начаться с широкого заимствования научных достижений Запада, техни­ческого перевооружения и изменения схоластической экза­менационной системы (кэ цзюй) Социально-политические идеи Тань Сытуна были во многом противоречивы, однако содержащийся в них общедемократический потенциал ока­зал заметное воздействие на часть китайской революционной интеллигенции в первые десятилетия 20 в.

Тэги: ,



 

Поиск по сайту