У водоразделов мысли


«У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной ме­тафизики)» — неоконченная книга П. А. Флоренского, части которой он писал с 1917 по 1926, но включил в нее и неко­торые ранние работы. Флоренскому удалось опубликовать лишь несколько частей книги: «Общечеловеческие корни иде­ализма» («Богословский вестник», 1909, № 2—3); «Смысл иде­ализма» (В память столетия (1814—1914) Имп. МДА., ч.2. Сергиев Посад, 1915); «Символическое описание» («Феникс», кн. 1. М., 1922). Издательство «Поморье» собиралось печа­тать книгу выпусками, но эти планы не осуществились. На­чиная с конца 1960-х гг. неопубликованные части книги вы­ходят и в России, и за рубежом. В серии «Философское на­следие» вышли (Соч. в 4 т., т. 3 (1), 3 (2). М., 1999) все сохра­нившиеся части книги по следующему плану: Часть первая. Образ и слово

I. На Маковце

II. Пути и средоточия

III. Обратная перспектива

IV. Мысль и язык (1. Наука как символическое описание.

2. Диалектика. 3. Антиномия языка. 4. Термин. 5. Строение слова. 6. Магичность слова. 7. Имеславие как философская предпосылка.)

V. Итоги

Часть вторая. Воплощение формы (Действие и орудие)

I. Homo faber

И. Продолжение наших чувств

III. Органопроекция

IV. Символика видений

V. Хозяйство

VI. Макрокосм и микрокосм Часть третья. Понятие формы I. Понятие формы. Целое

И. Divina sive aurea sectio. Золотое сечение

III. Золотое сечение в применении к расчленению времени.

Целое во времени. Организация времени. Циклы развития

IV Смысл закона золотого сечения. Signature nerum. Форму­ла формы

V Разбор некоторых суждений о законе Цейзинга

Часть четвертая. Имя рода (История, Родословие и наслед­ственность)

Об историческом познании Часть пятая. Идеализм

Смысл идеализма (метафизика рода и лика) Общечеловеческие корни идеализма (философия народов) Часть шестая. Имена. Метафизика имен в историческом осве­щении. Имя и личность Имена (1. Ономатология. 2. Словарь имен.) Часть седьмая. Об ориентировке в философии (Философия и жшнечувствие)

Примерное содержание чтений 1921—22 уч. года в Московс­кой духовной академии э.-о. проф. священника П. А. Фло­ренского «Культурно-историческое место и предпосылки хри­стианского миропонимания» Предварительные планы и заметки к лекциям Культурно-историческое место и предпосылки христианско­го миропонимания

Часть восьмая. Земля и небо (Философия, Астрология, Есте­ствознание)

Часть девятая. Символотворчество и закон постоянства Теодицея «Столпа и утверждения Истины» для своего завер­шения требовала антроподицеи, оправдание Бога требовало и оправдания человека. Антроподицея пытается ответить на вопрос, как в человеке, созданном по образу и подобию Бо-жию, может корениться грех и зло. Проблеме антроподицеи и посвящена книга «У водоразделов мысли». Антропология Флоренского «не есть самодовлеемость уединенного созна­ния, но есть сгущенное, представительное бытие, отражаю­щее собою бытие расширенно-целокупное: микрокосм есть малый образ макрокосма, а не просто что-то само в себе» (там же, т. 3 (1), с. 41). Его антропология онтологична и теологич-на В основе познания строения человека лежит интуиция образа Божия; в основе познания освящения человека — ин­туиция страха Божия, света, ритма Иисусовой молитвы; в ос­нове познания деятельности человека — интуиция удивления и воплощения. Антроподицея Флоренского укоренена в идее обожения человека, всего его существа: телесного состава, мысли, всех видов его деятельности. В книге развивается так­же теория символа: «символ есть такая сущность, энергия ко­торой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущ­ности, несет т. о. в себе эту последнюю» (там же, с. 257). Многие разделы посвящены философии имени, где имя по­нимается онтологично, а не условно, субъективно. Изд.: Соч. в 2 т., т. 2 (1,2). М, 1990; Соч. в 4 т., т. 3 (1,2). М, 1999.

Тэги: , ,



 

Поиск по сайту