У Син


У СИН (кит. — пять элементов, пять стихий, правильнее — пять действий, пять фаз или пять рядов) — одна из осново­полагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания — пространственно-временные и двигательно-эволюционные — имеют пятичленную структуру. У син в т. н. космогоническом порядке суть «вода», «огонь», «металл», «дерево», «почва». Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные чле­ны, пяти рядов-классов, на которые разделяются все пред­меты и явления мира, как вещественные, так и невеществен­ные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состоя­ниями, которые связаны с «огнем», «водой» и т. п. не суб­станциально, как «первоэлементы» древнегреческой филосо­фии, а функционально. В генетическом смысле у син также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по край­ней мере два этапа — изначального «Хаоса» (хуньдунь) или «Великого предела» (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: «пять сторон света», «пять времен года», «пять чисел», «пять благодатей», «пять пневм», «пять цветов», «пять вкусов» и т. д., у син образует сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков у син, связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопере­ходами. Важнейшие среди этих порядков «взаимопорождение» («дерево» — «огонь» — «почва» — «металл» — «вода» — «де­рево»...) и «взаимопреодоление» («почва» — «дерево» — «ме­талл» — «огонь» — «вода» — «почва»...) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательно­сти элементов через один, что в геометрическом плане выс­тупает как соотношение правильного пятиугольника и впи­санной в него пентаграммы. Истоки учения об у син восхо­дят к древнейшим (кон. 2-го тысячелетия до н. э.) представ­лениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан — «пять сторон света», у фэн — «пять ветров-направле­ний») или более поздним (1-я пол. 1-го тысячелетия до н. э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятель­ности человека (лю фу — «шесть складов», у цай — «пять ма­териалов»). В «Гуань-цзы» говорится, что у син были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатони­кой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, из­лагающий систематизированные представления об у син, — глава «Хун фань» из «Шу цзина». Развитую форму учение об у син обрело в 4—2 вв. до н. э., чему во многом способство­вали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно стало неотъемлемой частью практически всех философских и на­учных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины.




 

Поиск по сайту