Уайтхед


УАЙТХЕД (Whitehead) Альфред Норг (15 февраля 1861, Рамсгейт, Великобритания — 30 декабря 1947, Кембридж, шт. Массачусетс, США) — англо-американский математик, логик и философ, создатель организмической системы метафизики. Родился в семье англиканского священника, в 1880 закон­чил Тринити-колледж Кембриджского университета, с 1884 -преподаватель математики этого колледжа, с 1911 по 1923 -профессор прикладной математики в Университетском кол­ледже и в Империал-колледже науки и технологии (Лондон). В 1924 приглашен в Гарвардский университет (США) на дол­жность профессора философии, которую занимал до 1937. Философский путь Уайтхеда принято делить на английский и американский. Живя в Англии, он занимался гл. о. матема­тикой, логикой, физикой (Введение в математику. СПб., 1915). Вместе со своим учеником Б. Расселом он подготовил «Рпп-cipia Mathematica» (v. 1—3. Cambr., 1910—13)— пионерную работу по выведению фундаментальных понятий и принци­пов математики из формальной логики, послужившую толч­ком к развитию математической логики в 20 в. По оконча­нии 1-й мировой войны Уайтхед обратился к новой для себя области — философии природы и разработке физической картины мира. В работах «Принципы познания природы» (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge. Cambr, 1919) и «Понятие природы» (The Concept of Nature. Cambr, 1920) он в духе британской эмпирической традиции, не при­нимая каких-либо метафизических посылок, трактовал при­роду как совокупность явлений, наблюдаемых в чувственном опыте. Основным объектом его критики была «ошибка удво­ения природы» на непосредственно данную в опыте (через цвета, звуки и т. д.) и каузальную, т. е. описываемую наукой с помощью абстрактных понятий («атомы», «движущиеся час­тицы» и др.). Истоки этой ошибки он видел в том, что в ка­честве первосупщостей принимались пространство, состоящее из не имеющих измерения точек, время, состоящее из не име­ющих длительности моментов, и материя, состоящая из то­чечных масс. Согласно Уайтхеду, естественная наука должна быть просто объяснением содержания опыта, а не спекуля­цией об его каузальных источниках; абстрактные же объекты следует определять в терминах чувственных данных. Философию Уайтхеда нередко рассматривают как реакцию на революцию в представлениях о физическом пространстве, вызванную теорией относительности Эйнштейна. В работе «Принцип относительности» (The Principle of Relativity. N. Y, 1922) он предложил рассматривать объект не как единичное и фиксированное событие, а как модификацию всех событий в потоке, в котором находится объект. Уайтхед сделал вывод, что ломка физических понятий в физике требует существен­ной ревизии философского языка и введения новых поня­тий. Приняв релятивистские выводы теории относительнос­ти, он не склонен был делать общерелятивистские выводы относительно природы знания. Вся его философия нацелена на то, чтобы доказать противоположное — наличие в опыте основания знания, прочной онтологической структуры мира и способности интеллекта к ее постижению.

Переезд в США (в 1924) был связан с усилившимся интере­сом Уайтхеда к метафизически-космологической проблемати­ке. В 1920—30-х гг. в Кембридже утверждалась аналитичес­кая философия с ее узкой проблематикой и расколом культуры на естественно-научную и гуманитарную, а в Гарвардском университете еще сохранялась атмосфера спекулятивного идеализма Уайтхед замыслил создание философской сис­темы, которая представляла бы собой синтез знания 20 в и снимала традиционные противопоставления мира и знания, природы и общества, человека и мира, науки, философии и религии Он обратился к изучению новых для себя облас­тей — биологии, психологии, искусства, литературы, полити­ческих теорий, теологии и религии, результатом чего явились работы «Религия в созидании» (Religion in the Making N Y, 1926), «Приключения идей» (Adventures of Ideas N Y, 1933), «Модусы мысли» (Modes of Thought N Y, 1938) и др В кни­ге «Наука и современный мир» (Science and Modern World N Y, 1925), свидетельствовавшей об отказе от физалистс-кого образа науки (к которому Уайтхед тяготел раньше), он писал «Наука обрела новый аспект, не являющийся чисто физическим или биологическим Она становится изучением организмов Биология изучает большие организмы, в то вре­мя как физика исследует малые организмы» (р 457) Под «организмом» понимался толкуемый в духе панпсихизма акт, в котором задействована и живая, и считающаяся «мертвой» материя, и субъективное, и объективное Свою задачу он ви­дел в выработке гибких схем, методов и понятий, максималь­но подходящих для выражения организмического характера всего сущего, единства физического и психического В 1929 Уайтхед публикует свой основной труд «Процесс и ре­альность Очерк космологии» (Process and Reality An Essay in Cosmology), в котором поставил задачу вместо «ньютоновских»-субстанциалистских и механистических - картин реальности нарисовать картину с процессуальными и качествен­ными параметрами Ее реализацию он мыслил с помощью спе­кулятивных методов и новых категорий «философии орга­низма» Уайтхед принял основную посылку эмпиризма — исходную положенность опыта Предметом исследования у него выступают не столько природные и исторические про­цессы развития, сколько многообразные и перекрещивающи­еся векторы, в т ч чувства, цели, ценности, составляющие процессуальность и качественную специфику опыта Для он­тологического описания реальности он создал сложную ка­тегориальную систему В ней реальность предстает в виде со­вокупности находящихся в процессе становления и «чувству­ющих событий», каждое из которых находится в континууме времени и самореализуется в сопряжении со Вселенной Ре­альность монистична в том смысле, что в ней нет раскола на физическое и психическое, но в то же время плюралистична, ибо в каждом событии перекрещиваются разные векторы С помощью категорий «актуальных событий» и идеальных «веч­ных объектов» Уайтхед объяснял новизну (эмердженции) и развитие как совмещение изменчивости с относительной ус­тойчивостью, длительности с дискретностью, количественных изменений с качественными Субъект-объектное отношение он понимал в духе неореализма и толковал истину как согла­сование видимости и действительности Категориальная сис­тема онтологии, считал Уайтхед, может быть логически свя­занной только при условии принятия посылки о существовании во Вселенной сущности, «которая накладывает запрет на все отношения, помимо своих внутренних отношений» От­вергнув традиционное христианское представление о Боге, он в то же время ввел понятие Бога в космологическую метафи­зику как изначальную потенциальность новизны Она актуа­лизируется в творческом соучастии с миром Бог выступает также главным гарантом рациональности и знания.

Уайтхед видел опасность в повороте современной цивилиза­ции на путь выработки все более точного знания и использо­вания аналитических методов Он был не столько оппонен­том жесткой научной рациональности, сколько адвокатом «восполняющей» рациональности, которую, по его мнению, дает спекулятивная философия с ее неточными методами Прогресс в развитии цивилизации он ставил в зависимость от того, в какой мере, стремясь к точности (абстрактному зна­нию), люди руководствуются метафизической посылкой (что реальность не атомистична, а процессуальна), а также насколь­ко их мышление способно подключаться к «приключению идей», преодолевать ортодоксии и оценивать проблемы на­стоящего в свете новых идеалов В зависимости от принятия механистического и атомистического или органицистского и процессуального мировоззрения, считал он, не только наши представления об отношении науки, социального знания, ре­лигии и искусства будут существенно разными, но разными будут и социальные последствия.

Конечная этическая цель «философии организма» Уайтхеда — образовательная помочь людям обрести осмысленность и цельность жизни В книге «Цели образования и другие очер­ки» (The Aims of Education and Other Essays N Y, 1929), во многом перекликаясь с Дж Дьюи, он проводил мысль, что образовательный процесс должен состоять не в усвоении ус­тоявшихся истин, а в вовлечении учащихся в решение про­блем, интенсификации воображения Ценностный аспект об­разования является главным, и в этом отношении всякое об­разование религиозно важнейшим умением учащихся являидеалом К идее Бога как идеалу блага учащиеся должны под­ходить прежде всего через самотворчество догматические ре­лигии, препятствующие их творческой реализации, — препят­ствие и в религии, и в образовании.

Философия Уайтхеда содержит немало новых идей, к кото­рым до сих пор обращаются представители самых различ­ных течений Она способствовала утверждению в англо-аме­риканской мысли «процесс-философии» Идеи «бога-про­цесса», «бога-творца» получили дальнейшее развитие у ряда мыслителей (Дж Уайлд, П Вейс) В русле философии Уайт­хеда работал его ученик Ч Хартсхорн — создатель протес­тантского варианта неоклассической метафизики, а также представители процесстеологии — Дж Кобб, С. Огден, Д. Гриффин.

Тэги: ,



 

Поиск по сайту