Удаяна


УДАЯНА (санскр. Udayana) (10—11 вв.) — систематизатор и диалектик «старой ньяи» и признанный авторитет для нъяя-вайшешики и «новой ньяи». Удаяна всю жизнь странствовал, непрерывно участвуя в диспутах: одержал победу над адвайтистом Шрихирой и над буддистом в Митхиле (после чего ме­стный царь уничтожил буддийские тексты); ему принадлежа­ла инициатива в вытеснении остатков буддийской философии из Индии. Удаяна написал 7 сочинений, два из которых, «Лак-шанавали» и «Лакшанамала», — изощренные дефиниции ка­тегорий и основных понятий ньяя-вайшешики, а также их классификации. Так, 7 категорий вайшешики распределяют­ся на те, что присущи другим вещам, те, коим присущи дру­гие вещи, и те, коим другие вещи присущи быть не могут: уни­версалии, «индивидуаторы» и сама присущность. Предметы «Атмататтвавивеки»: доказательство существования Атмана (против буддистов), обоснование бытия Бога и авторитетно­сти Вед, концепция конечного освобождения. Основной труд Удаяны — большой стихотворный трактат в пяти разделах «Ньяя-кусуманджали» («Букет цветов ньяи») — построен как опровержение пяти аргументов отрицателей бытия Бога. В последнем разделе приводятся 8 доказательств бытия Бога (см. Ишвара-вада), обращенные в одном смысле против санкхья-иков, в другом — против мимансаков: 1) мир, имея природу следствия, предполагает произюдящую первопричину; 2) мир, состоящий из атомов, предполагает перводвигателя; 3) мир, имеющий тенденцию к разрушению, предполагает поддержи­вающего; 4) должен быть первый «установитель имен»; 5) без­ошибочность положений Вед предполагает их сведущего ав­тора; 6) Веды должны иметь Автора как такового, подобно медицинским трактатам и т. п.; 7) Веды должны быть творе­нием разумного существа, подобно прочим сочинениям; 8) в начале каждого мирового цикла атомы производят вещи, со­единяясь в диады, триады и т. д., но само знание этих чисел предполагает разумное существо.




 

Поиск по сайту