Уддхамагхатаники


УДДХАМАГХАТАНИКИ (пали uddhamaghatanika - рас­суждающие о будущем) — обозначение в «Брахмаджала-сут-те» Палийского канона (см. Трипитака) философских тече­ний эпохи Будды, представители которых, в отличие от пуб-бантакатиков, занимались изысканием не того, что уже есть, но того, что будет или должно быть. Составитель «Брахмад-жала-сутты» (Дигха-никая 1.30—38) распределяет их на реф­лектирующих относительно существования индивида после смерти и рассуждающих о возможности достижения высшего блага уже при жизни. Среди первых, далее, различаются те, кто настаивал на существовании Атмана после смерти, и тех, кто это существование отрицал. Наконец, среди «эсхатологи-стов» различаются настаивавшие на посмертной сознатель­ности Атмана (в 16 позициях), настаивавшие на его посмерт­ной бессознательности (8 позиций) и на его полусознатель­ности-полубессознательности (8 позиций). Позиции обозна­чаются в связи с предицированием Атману после смерти тела сознательности/бессознательности в контексте признания на­личия у него «формы» или ее отсутствия, а также способно­сти/неспособности различать единство или множественность объектов или испытывать счастье/несчастье (дистрибуция этих позиций осуществляется за счет атрибуции Атману соответству­ющих характеристик через схему тетралеммы — см. Чатушко-тика). Оппозицию «эсхатологистам» составляют «аннигиляционисты», отстаивающие в 7 позициях смертность Атмана (эти позиции обеспечиваются поэтапными отрицаниями существо­вания Атмана как способного к определенным, «прогрессиру­ющим» стадиям буддийской медитации — дхьяна). Оптимис­ты, считающие возможным достижение высшего блага уже в этой жизни (оно обозначается как nibbana), представлены в 5 позициях (обеспечиваемых возможностью получения обычных чувственных удовольствий, а также блаженством в результате овладения одной из четырех классических дхьян). Несмотря на явные элементы нумерологической схематиза­ции в распределении позиций уддхамагхатаников, бесспорно принадлежащие редакторам канонических текстов, сами дискугируемые «доктрины» вполне историчны. Индия эпохи Буд­ды знала и различные способы решения вопроса о существо­вании Атмана после распада тела (о чем свидетельствуют тек­сты Упанишад), в т. ч. и материалистическую, и разночтения в связи с возможностью достижения summum bonum еще при жизни индивида. Последняя из названных проблем активно обсуждалась и в классической индийской философии (ср. ве-дантийская концепция jivanmukti — «освобождения при жиз­ни», противостоявшая концепциям ряда других школ).

Тэги:



 

Поиск по сайту