Уиздом| Under: У УИЗДОМ (Wisdom) Джон (род 12 сентября 1904, Лондон) — английский философ, представитель аналитической философии, последователь Дж Мура и Л Витгенштейна, при надлежит к Кембриджской школе «анализа обычного языка» Принял толкование Витгенштейном философии как деятельности по прояснению языка, устранению концептуальной путаницы Уиздом считает, что философские утверждения носят проясняющий характер с их помощью преодолевается концептуальная путаница и выносятся словесные рекомендации, призванные сделать более понятным реально применяемый язык Абстрактные понятия («материя», «материальный объект» и др) он рассматривает как логические конструкции, сводимые к конкретным понятиям и в конечном счете к «чувственно данному», его больше всего интересуют слова и выражения, описывающие психические состояния Важное место в работах Уиздома отведено анализу философских вопросов и аргументов. Особое внимание Уиздом уделяет метафизическим противоречиям — парадоксам, к которым часто приводят традиционные философские высказывания Философские споры (в отличие от логических и эмпирических) он называет «конфликтными», а их решение связывает с концептуальным уточнением — своего рода договоренностью о более корректном употреблении слова или выражения, вызвавшего замешательство Он понимает, что надежды на полную ясность нереальны, поскольку философствование (особенно в его теоретической форме) одновременно и проясняет мысли, и дезориентирует, вводит в заблуждение, поэтому невозможно прийти к философским заключениям, которые уже больше не введут в заблуждение. Указывая на несовпадение вербального и реального, на значительную дистанцию между ними, Уиздом отмечает, что в «критических» (тупиковых, вызывающих замешательство) пунктах философского рассуждения не «срабатывают» ни логические, ни эмпирические аргументы Требуется концептуальный «прорыв», переосмысление понятий (новшество в сфере языка). Уиздом рассматривает философские положения как тавтологии, не дающие ничего нового, а только разъясняющие известное, напоминающие о нем или дающие им новое толкование, когда это становится необходимым Особое место в работах Уиздома занимает исследование парадоксов, связанных с проблемой знания о событиях прошлого и будущего, а также с проблемой познания состояний других людей К наиболее запутанным из всех философских высказываний Уиздом относит утверждения о том, что мы фактически не знаем прошлого, будущего, материальных объектов, сознания других людей Дело в том, поясняет Уиздом, что положения «вещь выглядит так-то» и «вещь такова) - далеко не одно и то же С точки зрения скептика, самое большее что можно утверждать в данный момент времени в данном месте вещь представляется человеку такой, но это не означает, что она такова Иначе говоря, получается никто в действительности не знает, какова вещь сама по себе Для этого люди не располагают всеми необходимыми основаниями. Такова ситуация с парадоксом познания в разных его вариантах В обыденном смысле слова «знать» мы, конечно, знаем вещи, знаем прошлое, будущее и сознание других людей Отрицать это, пожалуй, было бы лукавством Однако в более строгом смысле слова мы не знаем и не можем знать ничего, кроме непосредственно данного, — если, конечно, можно говорить, что мы знаем хотя бы это Т е рассуждение упирается в то, что нам не дано непосредственно постигать вещи в отрыве от их проявлений, как не дано непосредственно постигать то, чего уже нет либо еще нет Да и сознание других людей мы никогда не сможем знать так, как они знают его сами Получается, что подобные вещи мы и знаем, и не знаем Эти темы анализировались в трудах позднего Витгенштейна, который уверенно отнес такие философские трудности к логико-концептуальным Уиздом в целом принимает точку зрения Витгенштейна и развивает этот подход в своей концепции парадоксов Он предостерегает против недооценки подобных проблем, считая необходимым логический анализ заводящего нас в тупик обыденного употребления слов (в данном случае — слова «знать») Такой анализ, по мнению Уиздома, выявляет многообразные функции понятий, которые нивелирует обычный язык, ввергая нас в ситуации фи-лософских замешательств и парадоксов Для Уиздома характерно сближение философии и психоанализа Источник возникновения традиционных философских проблем он видит в бессознательных влечениях и стремлениях человека Философские фразы он толкует как словесные рекомендации, в основе которых лежат неосознанные мотивы Усматривается некое сходство таких фраз с высказываниями невротика, которыми тот руководствуется, не вполнe им веря Чем-то напоминают, на ею взгляд, состояния невротика и характерные для философии столкновения с парадоксами Уиздом развивает т.н. терапевтическое направление в аналитической философии, рассматривая ее теории как своего рода «заболевание», нуждающееся в лечении. Тэги: Философ |