Уиздом


УИЗДОМ (Wisdom) Джон (род 12 сентября 1904, Лон­дон) — английский философ, представитель аналитической философии, последователь Дж Мура и Л Витгенштейна, при надлежит к Кембриджской школе «анализа обычного язы­ка» Принял толкование Витгенштейном философии как деятельности по прояснению языка, устранению концепту­альной путаницы Уиздом считает, что философские утверждения носят проясняющий характер с их помощью преодолевается концептуальная путаница и выносятся словесные рекомендации, призванные сделать более понятным реально применяемый язык Абстрактные понятия («материя», «ма­териальный объект» и др) он рассматривает как логические конструкции, сводимые к конкретным понятиям и в конеч­ном счете к «чувственно данному», его больше всего интере­суют слова и выражения, описывающие психические состоя­ния Важное место в работах Уиздома отведено анализу фи­лософских вопросов и аргументов.

Особое внимание Уиздом уделяет метафизическим противо­речиям — парадоксам, к которым часто приводят традици­онные философские высказывания Философские споры (в отличие от логических и эмпирических) он называет «конф­ликтными», а их решение связывает с концептуальным уточ­нением — своего рода договоренностью о более корректном употреблении слова или выражения, вызвавшего замешатель­ство Он понимает, что надежды на полную ясность нере­альны, поскольку философствование (особенно в его теоре­тической форме) одновременно и проясняет мысли, и дезо­риентирует, вводит в заблуждение, поэтому невозможно прий­ти к философским заключениям, которые уже больше не введут в заблуждение.

Указывая на несовпадение вербального и реального, на зна­чительную дистанцию между ними, Уиздом отмечает, что в «критических» (тупиковых, вызывающих замешательство) пун­ктах философского рассуждения не «срабатывают» ни логи­ческие, ни эмпирические аргументы Требуется концептуаль­ный «прорыв», переосмысление понятий (новшество в сфере языка).

Уиздом рассматривает философские положения как тавтоло­гии, не дающие ничего нового, а только разъясняющие изве­стное, напоминающие о нем или дающие им новое толкова­ние, когда это становится необходимым Особое место в работах Уиздома занимает исследование па­радоксов, связанных с проблемой знания о событиях про­шлого и будущего, а также с проблемой познания состояний других людей К наиболее запутанным из всех философских высказываний Уиздом относит утверждения о том, что мы фактически не знаем прошлого, будущего, материальных объектов, сознания других людей Дело в том, поясняет Уиз­дом, что положения «вещь выглядит так-то» и «вещь тако­ва) - далеко не одно и то же С точки зрения скептика, са­мое большее что можно утверждать в данный момент вре­мени в данном месте вещь представляется человеку такой, но это не означает, что она такова Иначе говоря, получается никто в действительности не знает, какова вещь сама по себе Для этого люди не располагают всеми необходимыми осно­ваниями.

Такова ситуация с парадоксом познания в разных его вари­антах В обыденном смысле слова «знать» мы, конечно, зна­ем вещи, знаем прошлое, будущее и сознание других людей Отрицать это, пожалуй, было бы лукавством Однако в более строгом смысле слова мы не знаем и не можем знать ничего, кроме непосредственно данного, — если, конечно, можно го­ворить, что мы знаем хотя бы это Т е рассуждение упирает­ся в то, что нам не дано непосредственно постигать вещи в отрыве от их проявлений, как не дано непосредственно по­стигать то, чего уже нет либо еще нет Да и сознание других людей мы никогда не сможем знать так, как они знают его сами Получается, что подобные вещи мы и знаем, и не зна­ем Эти темы анализировались в трудах позднего Витгенш­тейна, который уверенно отнес такие философские трудно­сти к логико-концептуальным Уиздом в целом принимает точку зрения Витгенштейна и развивает этот подход в своей концепции парадоксов Он предостерегает против недооцен­ки подобных проблем, считая необходимым логический ана­лиз заводящего нас в тупик обыденного употребления слов (в данном случае — слова «знать») Такой анализ, по мнению Уиздома, выявляет многообразные функции понятий, кото­рые нивелирует обычный язык, ввергая нас в ситуации фи-лософских замешательств и парадоксов Для Уиздома характерно сближение философии и психоана­лиза Источник возникновения традиционных философских проблем он видит в бессознательных влечениях и стремле­ниях человека Философские фразы он толкует как словес­ные рекомендации, в основе которых лежат неосознанные мотивы Усматривается некое сходство таких фраз с высказываниями невротика, которыми тот руководствуется, не вполнe им веря Чем-то напоминают, на ею взгляд, состоя­ния невротика и характерные для философии столкновения с парадоксами Уиздом развивает т.н. терапевтическое направление в аналитической философии, рассматривая ее теории как своего рода «заболевание», нуждающееся в лечении.

Тэги:



 

Поиск по сайту