Фактичность


ФАКТИЧНОСТЬ (Faktizitat) — термин, ставший известным благодаря ранним фрайбургским лекциям Хайдеггера (1919— 22), а также лекции «Онтология Герменевтика фактичности» (1923) и «Бытию и времени». В 19 в. в немецкой философии использовались два синонимичных термина — «Tatsachlichkeit и «Faktizitat», являвшихся новообразованиями философско­го языка, причем «Tatsuchhchkeit» (от нем «Tatsache», букв, «дело действия») был более близок немецкой филос. тра­диции. Во 2-й пол. 19 в. «Faktizitat» встречается редко. У В Дильтея — впервые в книге «Переживание и поэзия» (на­писана в 1867, опубликована в 1905), а затем во «Введении в науки о духе» (1881), где Дильтей говорит о «фактичности (Faktizitat), истории, т е. живой изначальной реальности», ко­торая никогда не дается в представлении в адекватном выра­жении У Дильтея значительно чаще используется термин «Tatsachlichkeit», который в нач. 20 в. часто встречается так­же у П Наторпа, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера (диссертация «О суждении в психологизме»), где «Tatsachlichkeit» означает всего лишь «факт как факт». Одновременно растет популярность термина «Faktizitat», который в неокантианстве (Э. Ласк) обо­значает противоположность надвременной логичности (Logizitat) Фактичность имеет временной характер, а значит, слу­чайна, индивидуальна, конкретна и неповторима Именно в этом значении начинает использовать термин «фактический» Хайдеггер (лекции «Основные проблемы феноменологии», 1919—20), говоря о «фактической жизни» как об универсаль­ной и всеохватывающей реальности, должной стать исходной основой феноменологического анализа Введению термина в оборот способствовала также работа К. Ясперса «Психология мировоззрений» (1919), «фактическое» и «фактичный» исполь­зуются для обозначения конкретности человеческой экзис­тенции, единства и неразрывности существования, противо­поставляемого метафизическим схемам и конструкциям «Фак­тическое» выступает также в качестве синонима подвижнос­ти, течения жизни. «Фактичность» как философская категория появляется в лекциях по «Феноменологии созерцания и вы­ражения» (1920), Хайдеггер предпочитает «Faktizitat» синони­мичному понятию «Tatsachhchkeit», ибо последнее теснее свя­зано с проблематикой «фактов сознания» (И. Фихте, В. Дильтей), а также с пониманием философии как теоретической по преимуществу деятельности, имеющей объективный харак­тер. Потому термин «фактичное» («Tatsachhche») использует­ся, когда Хайдеггер говорит об опыте, не имеющем необхо­димого отношения к миру Я, или о предметном содержании, не соотнесенном со способом его воспроизведения» (тео­ретическая установка) Однако, по Хайдеггеру, для некото­рых областей (истории, философии) необходим определен­ный способ осуществления отнесенности (Vollzug des Bezugs), для чего Хайдеггер резервирует термин «faktisch» так, напр, «фактически жить» в прошедшем (т. е. обладать историей) оз­начает, что прошедшее каким-то образом пронизывает содер­жание жизненного опыта. Центральной категорией «фактич­ность» становится в «Герменевтике фактичности». В отличие от Ясперса, в трудах которого «фактичность» и «экзистенция» практически не разводятся, в «Бытии и времени» эти терми­ны сущностно различны. «Фактичность» как понятие играет также важную роль в философии Сартра.




 

Поиск по сайту